Apr. 27th, 2017

dolboed: (smi.ru drawing)
Создатель Википедии Джимми Донал Уэйлс анонсировал во вторник свой новый некоммерческий проект, WikiTRIBUNE, формально и структурно не связанный ни с Wikipedia, ни с её учредителем, фондом Wikimedia Foundation.

Речь идёт о новом типе СМИ, использующем википедийную модель коллективной работы над информацией в качестве платформы для публикации достоверных, проверенных, подкреплённых ссылками на первоисточники, текущих новостей. То есть о журналистике факта, возведённой в некий абсолют и единый стандарт — в противовес индустрии фейковых новостей, захлестнувших Интернет и офлайн.

Пощупать WikiTRIBUNE руками, чтобы понять, как там всё работает на практике, пока нельзя: на заглавной странице проекта есть лишь очень примерное словесное описание общих принципов его функционирования. Чётко обозначилась пока только бизнес-модель. Реклама там размещаться не будет, и доступ к публикуемым материалам будет бесплатным для всех. Проект собирается работать на пожертвования своих читателей, которые будут тратиться в первую очередь на оплату труда профессиональных журналистов. Они станут писать новости в соответствии с википедийными стандартами доказательности каждого утверждения, а добровольцы — участники сообщества — будут эти новости модерировать, дополняя ссылками и корректируя приводимые сведения. Также члены сообщества смогут инициировать создание новостей, поставляя редакции факты и документы. По утверждению Уэйлса, это будет первый проект взаимодействия между профессиональными и гражданскими журналистами. Предполагается, что проект, как и Википедия, будет многоязычным, хотя стартовая его версия — только на английском.

К этой минуте ВикиТрибуна успела привлечь взносы от 6450 жертвователей и нанять трёх журналистов из стартового коллектива редакции в 10 человек.

В Совет проекта его создатель привлёк легендарного ИТ-евангелиста Гая Кавасаки, журналиста Джеффа Джарвиса, профессора Лоуренса Лессига (идеолога Creative Commons) и британскую топ-модель, актрису и предпринимательницу Лили Коул.

Единственная к этой минуте понятная форма участия публики в проекте — занести туда денег. Что я уже благополучно сделал, теперь осталось посмотреть, как вся эта фигня взлетит. Навскидку идея представляется достаточно странной и рискованной, потому что ключевым элементом работы любого качественного массового СМИ является не столько механическая генерация новостей, сколько управление информационными потоками, формирование новостной картины дня, её выстраивание и приоритизация. То есть гораздо больше, чем от собственно новостников, в таком проекте зависит от координаторов их работы, редакторов и информационных диспетчеров, о принципах работы которых в ВикиТрибуне мы пока ничего толком не услышали. Можно догадаться, что вопрос отбора и ранжирования сюжетов Уэйлс предполагает доверить участникам сообщества; есть подозрение, что там будет применена та или иная форма рейтингования новостей или голосования за них. Но до сих пор моделей качественного СМИ, где бы информационная картина определялась читательским спросом или интересом, мы не видели. Рейтинги, основанные на читательском интересе, как правило, выносят наверх всевозможную желтуху и страшилки: популярность сюжетов обратно пропорциональна их серьёзности и значимости.

Впрочем, даже если у самого Уэйлса на сегодняшний день нет чёткого понимания, какую обложку ВикиТрибуны сформирует коллективный разум читательско-редакторского сообщества, по ходу пьесы результат можно будет скорректировать. Тут может возникнуть даже какая-нибудь новая специальность информационного диспетчера — специалиста, отвечающего за группировку и ранжирование новостей в условиях отсутствия исходно заданной информационной политики. Там, где такая политика явным образом присутствует, то есть во всех современных СМИ, эти вопросы решаются главредом издания или ответственным редактором выпуска, то есть начальником над журналистами и всем редакционным процессом. В демократической модели без главреда можно представить себе, что и информационный диспетчер не будет начальником, что он будет вершить судьбы текстов и сюжетов не по личному усмотрению, а по сложному набору критериев. Это примерно та задача, которую в Яндекс.Новостях 16 лет пытаются делегировать роботу, но добились всего лишь морального права списывать любой подозрительный косяк на его глупость и неумение понимать человеческий язык. Живой диспетчер, решающий ту же самую задачу с применением головного мозга, но действующий при этом по алгоритму и обязанный публично объяснять свои решения — это интересная новая сущность. В случае успеха эксперимента мы можем стать свидетелями появления новой журналистской специальности, которая довольно скоро станет востребованной на множестве вещательных и социальных платформ.

Определённые опасения вызывает провозглашённая проектом цель противодействия fakenews, потому что подавляющее большинство и инициатив, и публикаций, направленных на борьбу с этой напастью, создано людьми предельно ангажированными, стремящимися доказать, что фейковые новости (или примеры «постправды») встречаются только у их идеологических противников. Но тут определённый оптимизм внушает многолетний опыт функционирования википедийной модели. Если WikiTRIBUNE окажется очередным антитрамповским боевым листком, призванным разоблачать публикации правых американских СМИ, то утаить этот редакционный перекос от широкой публики будет очень сложно.
dolboed: (dead cash)
Похоже, история с двумя вчерашними нападениями на Варламова в Ставрополе раскрыта. Сомневаюсь, что тамошние менты осмелятся её расследовать, потому что тут действовала такая же крепкая спайка между криминалом, властью и крупным бизнесом, как и в деле о покушении на журналиста Олега Кашина.

Отличие состоит в том, что Кашин обидел политика, молодого губернатора Турчака, а бандитов для расправы нанял топ-менеджер из корпорации его отца. Когда вся эта цепочка была следствием установлена, дело тут же и замяли, потому что отец Турчака — человек со связями. Во вчерашнем нападении всё было наоборот: бизнес-структура, сросшаяся с местной властью, выступила не исполнителем расправы, а её инициатором. И целью была не месть за уже прозвучавшее высказывание, а попытка предотвратить публикацию нежелательного материала.

Варламов ни в какую ставропольскую политику вмешиваться, очевидно, не собирался (продать эту тему его подписчикам, мягко говоря, сложновато). Но он имел неосторожность обмолвиться 10 дней назад о своём интересе к жилищному комплексу «Перспективный» — это целый микрорайон, из самых густонаселённых в городе, застроенный силами местной группы компаний «ЮгСтройИнвест». Видимо, пресс-службой того самого ЖК упоминание в блоге Варламова было отслежено, и вызвало беспокойство. Один из топ-менеджеров «ЮгСтройИнвеста» с редкой фамилией Медведев, отвечающий там за пиар, по совместительству депутат Ставропольской гордумы, оказался участником (и, видимо, организатором) нападений на блоггера. Причём вчерашнему насилию предшествовала серия попыток разместить информацию об инциденте в популярных пабликах (информационных каналах) социальной сети ВКонтакте. В понедельник велись переговоры с площадками по цене и срокам публикации, а само размещение материала готовилось на утро среды.

В среду, после первого нападения, заказчики разослали текст о нём и видеозапись тем площадкам, которые накануне подтверждали готовность разместить их информацию (не зная заранее тему). К чести администраторов пабликов, по меньшей мере двое из них отказались от публикации и вернули деньги, когда увидели текст, а сведения о заказе, вместе со скриншотами переговоров и видеороликами, переслали Варламову. Советую почитать переписку, финальные строки греют душу.

В официальном сообществе ЖК «Перспективный» во ВКонтакте этот текст был опубликован в той же редакции, в какой рассылался по разным пабликам. Через некоторое время публикаторы, видимо, осознали, что их роль получила нежелательную огласку, и победный отчёт о нападении на блоггера был из сообщества удалён. Впрочем, 44 минут с момента его публикации хватило для попадания в кэш Гугла, где он доступен и поныне, с несколькими красноречивыми комментариями от пары местных читателей, для которых известие о нападении, похоже, не стало новостью.

В общем, детективный сюжет на этом можно считать исчерпанным. Если бы нападение расследовалось силовыми структурами, не повязанными круговой порукой с крупным местным бизнесом, властью и криминалом, то можно было бы уже сегодня ожидать сообщений о раскрытии преступления на официальных сайтах ставропольских силовиков. Группа лиц, предварительный сговор, видео, фото, биллинги, логи местных операторов, финансовый след неудавшихся размещений — для установления всех причастных лиц работы там от силы на час. Никто ведь особенно не шифровался, даже переговоры о размещении поста велись с аккаунта вполне реального ставропольского пользователя… Но, думаю, небрежность в вопросах конспирации — не столько глупость, сколько вера в безнаказанность.

Разумеется, я не могу поручиться, что никого не будут искать и не найдут. Чтобы такое утверждать, нужно хорошо знать местные ставропольские расклады, а я про них не знаю вообще ничего. Если там не один, а, скажем, два или три полюса, то в силовых структурах могут найтись недоброжелатели «ЮгСтройИнвеста», заинтересованные в расследовании дела. Ещё круче, если у местной крыши этого холдинга есть какие-нибудь трения с федеральными силовиками (с бандитами и такое случается, представьте). В этом случае инициативу может проявить и Москва. Но это всё теоретические возможности, а на практике рука обычно руку моет. Даже если впишется какое-нибудь федеральное ведомство, судить преступников будут всё равно в Ставрополе, а уж местным судьям до своих бандитов всегда ближе, чем до Москвы…

Два важных урока, которые стоит извлечь из этой истории, таковы. Во-первых, организованное насилие как способ разрешения любых вопросов не может оставаться прерогативой власти. Власть тут только пример подаёт, а бандосы всех мастей ему следуют.

Во-вторых, если вас облили зелёнкой, не надо пытаться её смыть муравьиной кислотой, как советуют в Интернете разные умники: это токсичное и едкое вещество, вредное для кожи. Пользуйтесь мицеллированной водой. Помогло Навальному — поможет и вам.

Update: в новом посте Варламов подробно описал всю историю нападения и последующие свои приключения в милиции. Пока что худшие мои предположения подтверждаются. Милиция, хоть и не заодно с нападавшими, но явно сознаёт, что в деле участвуют серьёзные местные люди, и совершенно не рвётся никого найти по горячим следам. Даже дела уголовного до сих пор не завели, мотивируя слабым знанием применимых статей УК РФ. Варламов вернулся в Москву, и ставропольская милиция вправе надеяться, что больше он её своими жалобами не потревожит. По крайней мере, до следующего приезда в этот гостеприимный город.

До этого момента всё происходило именно так, как я и предвидел: рука руку моет. Но дальше на сцену могут выйти самые неожиданные действующие лица. Или не выйти, но наделать шороху из-за кулис.

Разумеется, интерес любых серьёзных игроков к этой истории будет напрямую зависеть от уровня её огласки. Поэтому многое тут зависит от прессы и соцсетей — чем больше мы будем об этом нападении писать, тем больше шансов, что найдутся заинтересованные в его расследовании.
dolboed: (всюду жизнь)
Вчера Генпрокуратура объявила «Открытую Россию» Михаила Ходорковского нежелательной организацией. Такой статус предусмотрен федеральным законом №129-ФЗ от 23 мая 2015 года, где прописана уголовная ответственность (до 5 лет лишения свободы и до 10 лет запрета на профессию) как за руководство «нежелательными организациями», так и за любое участие в их деятельности. С той разницей, что руководителя сажают сразу, а «участника» — после двух административных дел. Есть также богатейший ворох санкций, применимых к юрлицу, получившему этот статус, начиная с конфискации имущества и блокировки счетов. До вчерашнего дня в списке Минюста значилось 7 «нежелательных» организаций, включая Фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса и одноимённый институт, National Endowment for Democracy, инвестфонд MDIF и другие. Теперь их список пополнили структуры Ходорковского.

Закон №129-ФЗ может распространяться только на зарубежные и международные организации, российские НКО по такой процедуре запретить нельзя. Поэтому Генпрокуратура отдельно разъяснила, что запрет касается британских НКО Ходорковского (которые и так не ведут деятельности на территории РФ), но не касается одноимённой организации, действующей в России. То есть правозащитное направление «Открытой России», которое в последние годы защищало меня и многих других людей от политических преследований в судах и на стадии следствия, которое добилось освобождения из-под стражи многих невиновных, которое буквально в эту минуту работает по десяткам разных политических дел, уголовных и административных, эту свою работу продолжит, как ни в чём не бывало.

Хоть одна хорошая новость за вчера.

Другая, тоже хорошая — что говНОД испугался охраны центрального аппарата МВД, и церемония вручения дипломов школьного конкурса прошла без физических нападений на детей, учителей и организаторов, без зелёнки, яиц и йода.
Зато в Ставрополе по зелёнке и йоду отработали за себя и за того парня.

PS. Пост был уже написан, когда в «Открытую Россию» в Москве пришли с очередным обыском. Ищут, понятное дело, источники иностранного финансирования.

На это можно ответить только одним: даёшь финансирование российское!
https://pravo.openrussia.org/donation/
Нужно пройти по этой важной ссылке, дать денег и помочь с распространением.
Это нужный и важный проект, которому, по понятным причинам, с деньгами теперь будет сложно. Но, согласитесь, качественная правозащита в России нужна не Ходорковскому. Она нужна каждому из нас. И тем, кого уже судили, и тем, кому это только предстоит. Так что не дадим чайкам с цапками придушить правозащитный проект.
dolboed: (100george)
Поражаюсь самообладанию, выдержке и чувству юмора Алексея Навального.

В Первой градской ему сегодня поставили диагноз: химический ожог правого глаза.
Выйдя из больницы, он написал пост с заголовком «Шрэк-2 (теперь одноглазый)»
Пишет, что просто из принципа выйдет сегодня в эфир в 20:18.
Update: сказал, что выйдет — и вышел:



Практически каждый день я ловлю себя на одной и той же мысли: на его месте я давно бы сошёл с дистанции. И мне, и всем, кто мне дорог, очень повезло, что я не на его месте.

Но тот беспредел, который в отношении Навального совершается, он касается всех нас.
Каждого.
На каком угодно месте.

Безнаказанность бандитов на улицах в центре Москвы — не коснуться это может только того, кто и сам уже уехал, и всех своих близких отсюда перевёз.

А кто здесь живёт, тот обязан спросить себя: что я могу сделать, чтобы эта осатанелая гопота узнала своё место.

Нельзя жить и нормально себя чувствовать в городе, где такое становится нормой.
На наших глазах и с молчаливого нашего согласия.

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2025 03:24 pm
Powered by Dreamwidth Studios