dolboed: (inversia_naklon_left)
[personal profile] dolboed
В той редакции текста Максима Осипова ([livejournal.com profile] maxim_osipov), которая не подошла Российской газете, есть занятный пассаж про московскую медицину:
Отсутствие людей, способных выдерживать линию — в лечении больных, в разговоре, в самообучении, — заметно не только в районном городе, но и в областном, и в Москве. Недавно мы с коллегой были в двух главных областных больницах, одна — победнее — нам скорее понравилась (врачи тяжело работают, читают медицинские книги — к сожалению, только по-русски), другая же не понравилась совсем. Обе больницы, кстати, Juden frei, что лечебным учреждениям совсем не идет (гибель отечественной медицины так и начиналась — с дела врачей; массовая эмиграция, уход активных людей в западные фирмы — это все уже было потом).

Честно говоря, я никогда в таком ракурсе не задумывался о месте евреев в советской и постсоветской медицине.
Вероятно, оттого, что учился в Третьем меде — единственном московском медвузе, куда в брежневское время брали евреев, и нас там было никак не меньше половины от общего числа учащихся. Со мной там учились потомки медицинских династий, у которых родители и более отдалённые предки продолжали трудиться в клиниках Первого и Второго (законченного Осиповым) мединститутов, однако ж устроить в эти институты своих детей они уже не могли: Третий мед был для этой профессии своеобразной чертой оседлости. И меня в этой черте оседлости не посещали мысли о том, что медицина в СССР/России когда-нибудь станет Judenfrei.

По тем сокурсникам, о которых я что-то знаю, постсоветская статистика вышла занимательна.

Ровно половина уехала (в США, Канаду, Израиль, реже — в Европу), и ровно половина осталась в Москве.
Ровно половина продолжает заниматься медициной по сей день, а другая половина ушла в те сферы, которых не существовало в СССР в годы нашего студенчества (бизнес, менеджмент, реклама).
Деления на две группы не совпадают: и среди уехавших, и среди оставшихся распределение на бывших и действующих врачей одинаково.
До сих пор никакого совпадения с мыслью Осипова.
Но дальше вспомнилось: из уехавших [евреев] некоторая часть вернулась в Россию. Но только те, кто бросил медицину.
Из пожелавших остаться в профессии эмигрантов не вернулся никто.
А из пожелавших остаться в профессии и в России большинство, подобно Осипову, взяло формулу совместительства. При которой собственный бизнес, консалтинг или менеджмент приносит пропитание, а дежурства в больнице остаются общественной нагрузкой, формой добровольческой благотворительности.

Можно уповать на то, что это положение со временем исправится.
Можно при этом ссылаться на статистику конкурсов в медицинские вузы (впрочем, противоречивую, и зачастую совершенно липовую: все вузы её зачем-то надувают, причём с советских времён), на снизившуюся смертность, на развитие рынка медицинских услуг как следствие возросших доходов населения (читай: инфляция из-за роста цен на нефть). Да мало ли можно найти поводов для оптимизма.

Однако ж, если Осипову проблема видится в оттоке евреев, начиная с дела врачей, то мне, скорее, она наоборот видится в вымирании Осиповых.

На протяжении многих лет медицина в России, и даже в СССР, была потомственным и клановым занятием.
Хранителями медицинских традиций являлись не медики в первом поколении, вроде меня, а врачебные династии — русские, еврейские, грузинские, армянские, татарские.
Еврейские врачебные династии действительно разрушались отчасти за счёт государственного антисемитизма: если "дело врачей" было единовременным эпизодом, к 1953 году исчерпанным, то брежневская политика недопущения евреев на руководящие должности в медицине тянулась десятилетиями, и с годами лишь усиливалась. В результате дети в еврейских врачебных кланах видели не то, какого успеха и уважения добились отец и дед на медицинском поприще, а то, как отца десятилетиями не повышают в должности, не дают отделения, кафедры, учёной степени, покуда все его студенты и аспиранты титульной национальности получают кафедры, клиники, становятся главными специалистами города, области, республики, страны в своей сфере — и, разумеется, начальством бывшего своего наставника. Надо заметить, что эта история году к 1989 закончилась, сменившись анекдотом про разговор двух кадровиков: Скажите, а вы евреев на работу берёте? - Да. - А где вы их берёте?

Зато были другие причины разрушения врачебных династий, общие для всех национальностей. Тут и чудовищная девальвация врачебной профессии (начавшаяся в СССР и по сей день толком не завершившаяся), и распределение выпускников медвузов куда-то за Можай, что обрубало привычную традицию отцовского наставничества на первой самостоятельной работе...

К тому же, медицина в СССР очень серьёзно отставала, и это отставание поддерживалось советской властью при помощи железного занавеса, существенной частью которого служил языковой барьер. То, что Осипов пишет про отсутствие у врачей в московских больницах знания иностранных языков, я наблюдал ещё у своих преподавателей, которые, по идее, были авангардом клинической науки. Курсе на втором меня потрясла просьба одной преподавательницы перевести ей медицинские тексты, необходимые для диссертации. К концу третьего курса я уже воспринимал такие просьбы как совершенно естественные, а на четвёртом уже и сам предлагал помощь, и подрабатывал переводами медицинских рефератов для какого-то журнала, по три рубля за штуку... Это всё означало одну очень простую вещь: если отпрыск медицинской династии относился к медицинской профессии серьёзно, то это сразу же подталкивало его к мысли, что практиковать придётся где-то не здесь. А там, откуда к нам с двадцатилетним опозданием приходят новые методики, препараты, оборудование и диагностика. Собственно говоря, Осипов и провёл некоторую часть жизни в Америке, как и многие из тех моих сокурсников, решивших остаться в профессии. Понятно, что для сохранения традиций и династий это всё не слишком удачные обстоятельства.

Понимаю, что последний абзац сподвигнет квасных патриотов на кликушество в жанре "скатертью дорожка!", и "эмигранты — предатели отечества, а истинные патриоты остались, и работают, и в Тарусе возродится российская медицина" и т.п. Но это только от дремучего невежества такое можно говорить. Железный занавес, обрубивший советской медицине связь с мировой, появился только при Совке. До этого все светила русской медицинской науки — и Пирогов, и Боткин, и прототип профессора Преображенского — учились за границей, практиковали там, их исследования были частью мирового научного процесса, а уж не знать языков, на которых пишут зарубежные коллеги, это вообще была немыслимая вещь в той русской медицине, историей которой мы можем гордиться.

Date: 2007-07-23 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] a-iv.livejournal.com
Неплохо.
(deleted comment)

Date: 2007-07-23 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Я описываю московскую ситуацию.
В Москве было три института, брали в один.
В этом одном не было общежития для иногородних: он был забит детьми московских врачей.
Наверняка в Питере тоже было что-то подобное.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2007-07-23 10:46 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2007-07-23 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sasha-ny.livejournal.com - Date: 2007-07-23 07:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-07-23 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] andrutchak.livejournal.com
С чистым сердцем могу пожелать русским: чтоб единственной проблемой вашей медицины было отсутствие в ней евреев было ! Можно - поголовное.

Date: 2007-07-23 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-zhuzh.livejournal.com
Из пожелавших остаться в профессии эмигрантов не вернулся никто.

не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать этот результат, ы?

Date: 2007-07-23 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Нет, не нужно.
По описанным мной причинам.
Хотя Осипов, натолкнувший меня на эти размышления, как раз вернулся.
Впрочем, он не был эмигрантом.

Date: 2007-07-23 10:18 am (UTC)
From: [identity profile] dingir.livejournal.com
и с образованием приблизительно таже фигня. печально.

Date: 2007-07-23 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] chantalle.livejournal.com
А там, откуда к нам с двадцатилетним опозданием приходят новые методики, препараты, оборудование и диагностика

da da. ja mame tozhe bez konza statii iz zhurnalov medizinskih do sih por v evrope pokupaju/ kopiruju i perevozhu.
chtoby ona nakonezto metodiki, kotorye na zapade uzhe svyshe 10 let primenjajut u nas vnedrila.
i vopros esh evnedrit li, tk takih kak ona vsegoi troe, a takih, chotby nichego ne menjat i rabotat na ustarevshih preparatah i metodikah - vse ostalnye, vkljuchaja samogo glavnogo v moskve...

Date: 2007-07-23 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] senecarus.livejournal.com
Да, проблема знакомая. Есть знакомая, работает в очень серьезной государственной клинике, занимается научной работой, собрала богатейший материал. Но она даже табличку в Exсel сделать не может, чтобы свои данные систематизировать. Не говоря уже о том, чтобы воспользоваться статистическим аппаратом для обобщения. Ну и английский, конечно...

Date: 2007-07-23 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] loki-aga.livejournal.com
я же учусь на техника-ренгенолога, в израиле это первая степень. половина курсов так или иначе связана со статистикой, spss и спец. медицинские проги...
часть курсов, -на английском, а не на иврите.

Date: 2007-07-23 10:25 am (UTC)
From: [identity profile] huevyi.livejournal.com
А вот сейчас, почти в отсутствие железного "занавеса", как вы можете сказать, поднялся ли уровень наших врачей, или только нашим правнукам стоит надеяться на новых Пироговых и Боткиных?

Date: 2007-07-23 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Думаю, [livejournal.com profile] maxim_osipov лучше меня мог бы ответить на этот вопрос.

Уровень врачей - понятие очень растяжимое.
Скажем, хирург - это руки. Совершенно неважно, сколько он книг прочёл, важно, как он пальцами работает.
А вот хирургия в целом - это другая история.
Вот, взять радикальную мастэктомию по Холстеду, когда в связи с раком молочной железы у женщины потрошат половину тела, выкорчёвывая лимфоузлы на поражённой стороне аж до локтя, профилактически.
Лет 40 назад мир стал отказываться, на волне успехов химии и радиологии.
В Милане с 1963 года делают по этому раку (одному из самых частых у женщин) локализованную точечную резекцию в зоне опухоли, остальное долбят химией.
А у нас врачей, пытавшихся внедрить эту практику в конце 1980-х в специализированной маммологической клинике Остроумовской больницы, прокуратура тягала по доносу соседнего (онкологического) корпуса. За "эксперименты на людях", видите ли.

(no subject)

From: [identity profile] moorca.livejournal.com - Date: 2007-07-25 01:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-07-23 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] kassian.livejournal.com
Добавлю еще пилюлю.

Надо подчеркнуть, эта тарусская больница, к-рая сейчас поднимается из разрухи, спонсируется (или по крайней мере спонсировалась на первых этапах, т.е. несколько лет назад) в частности какими-то американцами (не знаю, частными лицами или организациями) -- безвозмездная благотворительность в странах третьего мира.

(Это чтобы "квасным патриотам" проще было ор начать.)

Date: 2007-07-23 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] maxim-osipov.livejournal.com
Антон, спасибо за отзывы на мой текст. Хочу ответить сразу на два вопроса: 1) зачем я его написал (такой вопрос возник у некоторых читателей Вашего ЖЖ), 2) Juden frei медицина. Написал я текст только ради самого текста -- потому, что воспринимаю все незаписанное как бы небывшим. Теперь про дело врачей. Я вовсе не еврейский националист и не считаю врачей-неевреев хуже врачей-евреев. Но события 1953 года вызвали к жизни идею делать завкафедрами людей, не знающих, например, иностранного языка, а оттого -- не следящих за мировой литературой. Кроме тех врачей, кто был посажен в январе 1953, а потом выпущен в апреле того же года (за вычетом нескольких умерших от пыток) и возвращен на свои кафедры, многие врачи-евреи лишились своих мест, бежали из Москвы и Ленинграда и никогда уже не вернулись к преподаванию медицины. Я сам знаю нескольких таких людей. Их места в основном заняли идейно "правильные" люди, а следующее поколение врачей и преподавателей выросло уже полуграмотным.

Date: 2007-07-23 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Максим, спасибо большое за текст.

Про евреев я не увидел там никакого национализма (моя любимая фраза про это "Доктор Гольдберг вырезал у людей аппендицит и брал за это большие деньги - такая уж у евреев профессия" принадлежит Карлу Чапеку, который явно не еврейский националист).

Просто власть советская разрушала медицину, не глядя на национальности.
Кстати сказать, мой первый тесть, выдающийся московский акушер Исаак Рафаилович Зак, уехавший в Америку в конце 1980-х вслед за дочерью, английского не знал, как и его не менее знаменитый в тех же кругах отец Рафаил Лазаревич Зак. Систему медобразования для представителей всех национальностей начали раздалбывать до дела врачей, и безо всякой связи. К тому ж ещё вылез английский язык на первые позиции в науке, а до войны в основном учили немецкий и в школах, и в вузах. Это изрядно выбило старшее поколение из процесса.

(no subject)

From: [identity profile] maxim-osipov.livejournal.com - Date: 2007-07-23 10:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2007-07-23 10:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ymalbats.livejournal.com - Date: 2007-07-23 08:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2007-07-23 09:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] skuzn.livejournal.com - Date: 2007-10-04 07:56 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-07-23 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] marina2410.livejournal.com
Спасибо за текст. Мне он очень понравился.

Date: 2007-07-23 02:34 pm (UTC)
From: [identity profile] bekara.livejournal.com
спасибо.

(no subject)

From: [identity profile] napobo3.livejournal.com - Date: 2007-07-24 11:10 am (UTC) - Expand

Date: 2007-07-23 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com
Сам, как представитель украинской медицинской династии "красных врачей" (до сов. власти предки были "прочими" - кем только не были, а потом - сплошь врачи), имею сказать следующее: сейчас происходит возрождение именно что врачебной профессии. Оно пока еще лакунарное, очень и очень "атомарное" и касается лишь самых востребованных врачебных манипуляций, вроде стоматологии. Не знаю как в РОссии, в Украине государство полностью самоустранилось от размышлений о медицинской помощи. Врачи-новаторы действуют либо в рамках советской модели Семашко, либо - в рамках дико-рыночной системы на манер американской за тем исключением, что у нас недвижимость в этом секторе - государственная. То есть, врачи не платят никакой ренты, незаконно эксплуатируя государственную собственность. Но тут уж из двух зол нужно выбирать меньшее. Пусть бы так и было, но пусть бы медицина развивалась хоть по какому-то плану. В смысле - технологически, а не только организационно.
С другой стороны, видна и другая тенденция: люди предпочитают не лечится, а болеть и даже умирать. Только бы не следить за своим здоровьем. В почете слоганы типа "умереть молодым", "жить так, чтобы вместить в короткую жизнь - вечность" и так далее. На этом фоне трудно думать о профилактической информационной медицине, например. Думаю, что тут все дело в высоком протестном настрое населения, борющегося против любого регулирования частной жизни, в том числе и в крайне иррациональных формах и направления этой борьбы. Так что от имени блогократов призываю СУП, в рамках корпоративной социальной ответственности, поддержать несколько проектов, направленных на улучшение здоровья населения. Например, выдать улучшенный аккаунты самым успешным блоггерам на эту тему или что там у вас еще бывает. Тут уже нужна совместная воля всех и каждого, иначе медицину не реанимировать. То есть, она будет развиваться, но естественным путем, обслуживая только богатых. Может, оно и правильно. А может, и нет.

Date: 2007-07-23 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Спасибо за отличную идею про Суп.

Оно пока еще лакунарное, очень и очень "атомарное" и касается лишь самых востребованных врачебных манипуляций, вроде стоматологии

Это всегда так было, потому что стоматология - не наука. Там нужны только руки и техника.
А всё, что в ней применяется из оборудования и материалов - в значительной степени импортное, и очень трудно импортировать бормашину 30-летней давности (как в школе моей, где в 1974 году стояла трофейная немецкая виселица, приводимая в движение ногой, 150 об/мин).

(no subject)

From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com - Date: 2007-07-23 11:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2007-07-23 11:58 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com - Date: 2007-07-23 12:02 pm (UTC) - Expand

более ответственны

From: [identity profile] eole.livejournal.com - Date: 2007-07-27 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] prema-da.livejournal.com - Date: 2007-07-23 12:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] denis-poltavets.livejournal.com - Date: 2007-07-23 12:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-07-23 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] marina2410.livejournal.com
Чудеснейшая статья! А это просто гениально:
"Первое и самое ужасное: у больных, да и у многих врачей сильнее всего выражены два чувства — страх смерти и нелюбовь к жизни."
Впрочем, там так много точных наблюдений, что все не зацитируешь.
(deleted comment)

Date: 2007-07-23 10:40 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Учил - дома, просто в возрасте очень раннем.
Свободно владею в обе стороны только английским, французским, ивритом и чешским.
Учил немецкий, новогреческий, латынь - но был уже сильно старше, и плохо в меня входило.
Могу разбирать тексты на куче славянских, романских и германских языков.
Абсолютно бесполезные знания, но развивающие.

(no subject)

From: [identity profile] ella-p.livejournal.com - Date: 2007-07-23 10:44 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marry-me-exler.livejournal.com - Date: 2007-07-23 01:05 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2007-07-23 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mr-equator.livejournal.com - Date: 2007-07-23 12:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] marina2410.livejournal.com - Date: 2007-07-23 10:47 am (UTC) - Expand

Date: 2007-07-23 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] egoga.livejournal.com
Антон, а кто был прототипом Филипп Филлипыча?
Сорри, если это общее место, но слышу впервые, что у него был прототип

Date: 2007-07-23 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] maxim-osipov.livejournal.com
Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского, равно как и одним из прототипов профессора Персикова в "Роковых яйцах", послужил дядя Булгакова, брат матери Николай Михайлович Покровский (1868-1941), врач-гинеколог.

(no subject)

From: [identity profile] egoga.livejournal.com - Date: 2007-07-23 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serafimm.livejournal.com - Date: 2007-07-23 11:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2007-07-23 11:39 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serafimm.livejournal.com - Date: 2007-07-23 11:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2007-07-23 11:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] serafimm.livejournal.com - Date: 2007-07-23 12:07 pm (UTC) - Expand

Айзик

From: [identity profile] tavas.livejournal.com - Date: 2007-08-02 11:08 pm (UTC) - Expand

Re: Айзик

From: [identity profile] serafimm.livejournal.com - Date: 2007-08-03 02:59 am (UTC) - Expand

Re: Айзик

From: [identity profile] tavas.livejournal.com - Date: 2007-08-03 09:47 am (UTC) - Expand

Re: Айзик

From: [identity profile] serafimm.livejournal.com - Date: 2007-08-03 10:00 am (UTC) - Expand

Re: Айзик

From: [identity profile] tavas.livejournal.com - Date: 2007-08-03 12:29 pm (UTC) - Expand

Re: Айзик

From: [identity profile] serafimm.livejournal.com - Date: 2007-08-03 01:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] filin.livejournal.com - Date: 2007-07-23 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxim-osipov.livejournal.com - Date: 2007-07-23 02:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shimonb.livejournal.com - Date: 2007-07-24 12:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] depesha.livejournal.com - Date: 2007-07-25 12:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shimonb.livejournal.com - Date: 2007-07-25 01:22 pm (UTC) - Expand

Date: 2007-07-23 02:15 pm (UTC)
From: [identity profile] cytherella.livejournal.com
мне кажется подобные тенденции можно увидеть не только в медицине, но и в науке вообще...

а что касается знания языков, то это конечно вообще катастрофа. и при этом многие искренне считают, что в иностранной литературе ничего толкового и не пишут (это наверное такая самозащита, типа, раз я не могу прочесть, значит там ничего хорошего), грустно(((

Date: 2007-07-27 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] eole.livejournal.com
в основном в правы: главное в современных публикациях и специализированных конференциях - ЗАЯВИТЬ о себе как специалисте и оставить визитную карточку. Маркетинг ! и больше ничего.

Date: 2007-07-23 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dok-sed.livejournal.com
Вот-вот: "в раннем возрасте". Большинство из тех, кто Вас старше "проходили "языки в школе или институте. Я тоже начинал учить язык (немецкий) в спец. школе со второго класса. А в третьем родители перевели меня в другую - общеобразовательную. Теперь из немецкого я помню только то, что выучил до переезда. По учебникам и дискам выучить язык невозможно. Кто-то должен поставить произношение.

языком надо пользоваться !

Date: 2007-07-27 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] eole.livejournal.com
языком надо пользоваться ! Его надо учить только для этого, пользоваться постоянно и ... он сам и "вырастит" - это так, совет.

Date: 2007-07-23 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com
Давно не встречала текста столь важного, простого и емкого. Про все сразу. И это дань высокой традиции. Медицина вообще с прозой в родстве, общее у них - врачевание, работа на человеке, с человеком, для... Всю жизнь, с раннего школьного детства, с книги И.Копылова "Рассказы о хирургах", читаю то, что пишут врачи и о врачах. Не только Чехов и Вересаев, или Булгаков, но и Ю.Крелин, Борис Хазанов, и еще Н. Амосов, плюс Луи Селин, Соммерсет Моэм, еще А. Кронин и - не забыть - Конан Дойл. Одним из важных для меня авторов был и мой покойный двоюродный брат Борис Генрихович Володин, автор первой беллетризованной биографии Грегора Менделя (ЖЗЛ, 1968), повести о роддоме "Возьми мои сутки, Савичев", очерков о генетиках и кардиохирургах и оставшейся незавершенной книги о И.П.Павлове, - потому что жизненное поведение героя не укладывалось в прокрустово ложе советского канона, а автор не шел на укорачивание и укрощение характера до размеров ложа. Максим Осипов - замечательный писатель. Наверняка и врач большого калибра.
Его справедливое замечание про связь убогого состояния медицины с жидоморством минувших лет как раз для меня не ново. В Израиле живет уже более 30 лет замечательный детский доктор Эмиль Любошиц, в 60-70-е лечивший всех диссидентских и отказниковых детей, от солженицынских до моих. От него я услышала эту мысль в первый раз еще в 1975 году. Он говорил об ущербе, нанесенном и наносимом российской медицине закрытием медицинской профессии перед еврейской молодежью. Он кстати, кажется, завершил или завершает большой труд - справочник, посвященный врачам-евреям в России чуть ли не за 200 лет.
Кстати, у меня у самой был случай убедиться , как эта жидоморская политика провозглашается и осуществляется на практике. Ведь никто не отменял равенства всех поступающих и вывески интернационализма. Как же дать инструкцию приемной комиссии? А вот как.
В приемной комиссии Второго меда в Ленинграде в 68-70 годах я проверяла письменные работы по русскому и литературе, сочинения. Перед началом экзаменов проректор собрал всех экзаменаторов и держал перед ними речь, полную всех полагающихся призывов к добродетельной справедливости. Но среди прочего сказал: "На два обстоятельства я хотел бы обратить ваше внимание особенно. Первое - в нашей профессии не хватает мужских рук. Будьте внимательны к юношам, особенно к демобилизованным или пришедшим с производства, из них вырастут хорошие врачи, даже если сегодня они испытывают некоторые трудности с подзабытым школьным материалом.
Второе - наш вуз находится в Российской федерации, республике с очень пестрым национальным составом, но хотелось бы, чтобы при работе в экзаменационной комиссии вы помнили, какая национальность составляет у нас большинство и чтобы в приеме этого года национальные меньшинства так и были бы меньшинствами". Потом, когда мы стали отказниками, я уже не участвовала в приемной комиссии, но коллеги рассказали, что в устном инструктаже появились слова: будьте внимательны и не допускайте в институт в большом количестве студентов , которые потенциально могут в будущем оказаться гражданами других стран".
А вы говорите - "знать иностранные языки!" Куда уж... ,

Date: 2007-07-24 12:35 am (UTC)
From: [identity profile] shimonb.livejournal.com
день добрый!

"Он кстати, кажется, завершил или завершает большой труд - справочник, посвященный врачам-евреям в России чуть ли не за 200 лет." =

По роду своего исследования (история евреев Харькова) я ищу материалы о евреях-врачах этого крупного медицинского центра. Знаю из архивов, что врачи-евреи оставили большой след в истории города. Могли бы Вы связать меня с автором вышеуказанного справочника?..Спасибо!

(no subject)

From: [identity profile] inphuzoria.livejournal.com - Date: 2007-07-24 11:32 am (UTC) - Expand

Date: 2007-07-26 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] shaltai-boltai.livejournal.com
двух лучших врачей, которых рекомендуют все вокруг (оба зав отделениями в 2х разных роддомах)зовут Давид Шепович Шарф и Борис Иосифович Гинзбург.

Date: 2007-07-26 08:45 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Дык ведь и Марк Аркадьевич Курцер тоже не вполне чукча.
Ну, то есть чукча, конечно, но в том же смысле, как и Роман Аркадьевич Абрамович.

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 17th, 2026 05:18 am
Powered by Dreamwidth Studios