Сегодня вечером стартует VII Кубок Яndexа по поиску в Интернете (см.
kubok).
Очень интересно наблюдать, как усложнились вопросы первого тура за эти 5,5 лет (см. мой комментарий для SEONews). Они реально сложней сегодня, чем вопросы Суперфинала 2001 года. Причём усложнение идёт параллельно сразу по нескольким независимым направлениям, которые очень интересно разложить по полкам:
Увеличивается информационное наполнение Интернета, лавинообразно растет доля вопросов, ответ на которые обнаруживается в один шаг (этому процессу еще неплохо помогает ранжирование, если говорить о тяжелом хвосте непопулярных запросов)
Увеличивается роль интернет-поиска в жизни людей, растёт уровень владения инструментарием среди широких пользовательских масс (у меня нет иллюзии, что кто-то сподобился прочитать объяснения про язык запросов на шестом году использования Яндекса, но просто люди накопили эмпирический опыт, у них есть gut feeling про то, какой запрос вероятнее найдёт ответ)
По мере того, как растёт число пользователей Интернета в целом и Яндекса в частности, повышается качество пула, из которого отбираются чемпионы
Понятно, что все эти изменения случились не сегодня, по каждой из позиций имеются однонаправленные процессы, и, в общем-то, усложнение вопросов Первого тура тоже не в этом году началось, и даже не в прошлом. Но количество однажды переходит в качество, и на выходе получается такой, например, вопрос:
Процитируйте строчку из второй песни "Илиады", на которой прервал своё чтение Осип Мандельштам, если буквально понимать его стихотворение 1915 года (5й вопрос 6й игры 1 тура). На вопрос правильно ответили ровно два человека, из которых одному на решение потребовалось 140 секунд, второму 158. Еще 98 человек успели ответить на этот вопрос неправильно, а другие 300 участников тура не ответили совсем. Интересно, что в том же самом туре на вопрос К чему обязывал эдикт, изданный в 847 г. Карлом Лысым? правильно ответили 244 участника, причем первый правильный ответ поступил через 18 секунд. И не от того игрока, который додумался считать строки, а не корабли, во второй песни "Илиады". Этот пример — вообще не про поисковые технологии. Он — про качество думалки у отдельно взятого человека.
Условно говоря, лично для меня, а в общем и целом — для любого человека с хорошими умственными способностями, тут есть одна плохая новость и две хорошие.
Плохая новость состоит в том, что мои личные шансы на победу в VII Кубке Яндекса (если б мне не было запрещено в нем побеждать — а я считаю, что формально не имею права идти на третий тур) достаточно ничтожны. И это не только меня касается, но и любого человека, который умеет быстро искать в Интернете. Какой бы у тебя ни был IQ, при существующем росте аудитории Интернета всегда найдутся люди сообразительней тебя, о которых ты еще не слышал. И ты не знаешь, как и когда они тебя победят, если между вами случится поединок.
Хорошая новость состоит в том, что на каждого одного пришедшего в Интернет пользователя с уровнем интеллекта выше, чем у обладателей Кубка Яндекса, приходится миллион-другой новых пользователей, у которых этот уровень ниже. Это, в общем-то, и есть рынок. Прямо в архивах Кубка можно найти прикольную иллюстрацию: скажем, по статистике Яндекса, я первым нашёл ответ на вопрос, кто закончил Реквием Моцарта после его смерти, хотя моя методика игры не включает никакой механической оптимизации процессов ввода ответов. Если я сразу вижу, что знаю ответ (а про Реквием KV626 я знаю слишком много), то я никуда не тороплюсь, имея 180 секунд в запасе. И всё равно ответил первым, так как искал изначально Зюсмайера. Вопрос, меж тем, оказался очень простой, и возглавил рейтинг вопросов III Кубка по числу правильно ответивших. Их оказалось аж 245 человек. В общем-то, весь интернет-бизнес — это такая игра на опережение. Главное — успеть подумать раньше остальных. И очень как раз хорошо, что вслед за тобой 245 человек до того же самого додумаются. Потому что они думают уже в твою пользу. :)
Вторая хорошая новость состоит в том, что выявление умных людей в Интернете экономит огромные деньги и хлопоты в деле поиска и найма новых сотрудников. При той жопе, которая у нас имеет место на рынке труда с блестящими кадрами, я считаю, что очень многие интернет-компании должны скинуться на спонсорство Кубка Яндекса. Хотя, если моя идея будет поддержана, то руководству кадровых агентств, чьи сотрудники годами упражняются в переманивании одной и той же дюжины топ-манагеров из Рамблера в Мэйл и обратно, не освоив никаких новых гитик, Кубок может принести очень серьезные убытки в виде упущенной прибыли.
Update: а нельзя ль починить скрипт на http://first.kubok.yandex.ru/pcgi/g29.pl ?
Там всего лишь надо слово first прописать во всех ссылках, чтобы последующие вопросы показывались.
Очень интересно наблюдать, как усложнились вопросы первого тура за эти 5,5 лет (см. мой комментарий для SEONews). Они реально сложней сегодня, чем вопросы Суперфинала 2001 года. Причём усложнение идёт параллельно сразу по нескольким независимым направлениям, которые очень интересно разложить по полкам:
Понятно, что все эти изменения случились не сегодня, по каждой из позиций имеются однонаправленные процессы, и, в общем-то, усложнение вопросов Первого тура тоже не в этом году началось, и даже не в прошлом. Но количество однажды переходит в качество, и на выходе получается такой, например, вопрос:
Процитируйте строчку из второй песни "Илиады", на которой прервал своё чтение Осип Мандельштам, если буквально понимать его стихотворение 1915 года (5й вопрос 6й игры 1 тура). На вопрос правильно ответили ровно два человека, из которых одному на решение потребовалось 140 секунд, второму 158. Еще 98 человек успели ответить на этот вопрос неправильно, а другие 300 участников тура не ответили совсем. Интересно, что в том же самом туре на вопрос К чему обязывал эдикт, изданный в 847 г. Карлом Лысым? правильно ответили 244 участника, причем первый правильный ответ поступил через 18 секунд. И не от того игрока, который додумался считать строки, а не корабли, во второй песни "Илиады". Этот пример — вообще не про поисковые технологии. Он — про качество думалки у отдельно взятого человека.
Условно говоря, лично для меня, а в общем и целом — для любого человека с хорошими умственными способностями, тут есть одна плохая новость и две хорошие.
Плохая новость состоит в том, что мои личные шансы на победу в VII Кубке Яндекса (если б мне не было запрещено в нем побеждать — а я считаю, что формально не имею права идти на третий тур) достаточно ничтожны. И это не только меня касается, но и любого человека, который умеет быстро искать в Интернете. Какой бы у тебя ни был IQ, при существующем росте аудитории Интернета всегда найдутся люди сообразительней тебя, о которых ты еще не слышал. И ты не знаешь, как и когда они тебя победят, если между вами случится поединок.
Хорошая новость состоит в том, что на каждого одного пришедшего в Интернет пользователя с уровнем интеллекта выше, чем у обладателей Кубка Яндекса, приходится миллион-другой новых пользователей, у которых этот уровень ниже. Это, в общем-то, и есть рынок. Прямо в архивах Кубка можно найти прикольную иллюстрацию: скажем, по статистике Яндекса, я первым нашёл ответ на вопрос, кто закончил Реквием Моцарта после его смерти, хотя моя методика игры не включает никакой механической оптимизации процессов ввода ответов. Если я сразу вижу, что знаю ответ (а про Реквием KV626 я знаю слишком много), то я никуда не тороплюсь, имея 180 секунд в запасе. И всё равно ответил первым, так как искал изначально Зюсмайера. Вопрос, меж тем, оказался очень простой, и возглавил рейтинг вопросов III Кубка по числу правильно ответивших. Их оказалось аж 245 человек. В общем-то, весь интернет-бизнес — это такая игра на опережение. Главное — успеть подумать раньше остальных. И очень как раз хорошо, что вслед за тобой 245 человек до того же самого додумаются. Потому что они думают уже в твою пользу. :)
Вторая хорошая новость состоит в том, что выявление умных людей в Интернете экономит огромные деньги и хлопоты в деле поиска и найма новых сотрудников. При той жопе, которая у нас имеет место на рынке труда с блестящими кадрами, я считаю, что очень многие интернет-компании должны скинуться на спонсорство Кубка Яндекса. Хотя, если моя идея будет поддержана, то руководству кадровых агентств, чьи сотрудники годами упражняются в переманивании одной и той же дюжины топ-манагеров из Рамблера в Мэйл и обратно, не освоив никаких новых гитик, Кубок может принести очень серьезные убытки в виде упущенной прибыли.
Update: а нельзя ль починить скрипт на http://first.kubok.yandex.ru/pcgi/g29.pl ?
Там всего лишь надо слово first прописать во всех ссылках, чтобы последующие вопросы показывались.
no subject
Date: 2006-10-13 11:57 am (UTC)Причин этому, на самом деле, две - многие яндексовские вопросы - это почти вопросы ЧГК. А вторая - существует версия ЧГК, которая практически предполагает использование поисковиков, что тоже дает хорошую тренировку.
no subject
Date: 2006-10-13 12:17 pm (UTC)кроме Маханька, не припомню среди победителей чгк-шников. Хотя, может, плохо припоминаю)
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2006-10-13 11:59 am (UTC)хотя, конечно, даже запрос "Мандельштам Илиада 1915" дает ответ уже шестой ссылкой
Вопрос от одного из миллиона-другого с низким уровнем,
Date: 2006-10-13 12:08 pm (UTC)Можно это перевести на какой-нибудь человеческий язык, пожалуйста? :)
Re: Вопрос от одного из миллиона-другого с низким уровне
Date: 2006-10-13 12:21 pm (UTC)Когда тебе дается три минуты на ответ, то можно попробовать, помимо собственно нахождения ответа, ввести его раньше всех остальных игроков. Для этого фанаты поисковых соревнований тщательно готовят игровое поле. Есть масса разных приёмов, методик и проч., позволяющих экономить секунды при вводе запросов и ответов. Я этого всего не использую. Наоборот, я в процессе игры отвечаю на телефонные звонки, разговариваю по аське, и вообще не заморачиваюсь вопросом "Как бы ответить не за 180 секунд". Ответ, данный на 179-й секунде, дает ровно столько же очков, как ответ, данный на 17-й.
Re: Вопрос от одного из миллиона-другого с низким уровне
From:no subject
Date: 2006-10-13 12:11 pm (UTC)no subject
Date: 2006-10-13 12:20 pm (UTC)Ага, сложность игр потихоньку повышали, а в прошлом году получилось выровнять по верхнему краю.
> растёт уровень владения инструментарием среди широких пользовательских мас
Как показала известная работа Исследование методов трансформации запросов в первом туре Кубка Яндекса (http://company.yandex.ru/grant/2005/02_Loukachevitch_103039.pdf), он и четыре года назад в среднем был достаточно высоким.
> повышается качество пула, из которого отбираются чемпионы
"Знакомые все лица" (c)
Периодически кто-нибудь "дерзкий и красивый" что-нибудь выигрывает (см. VI Кубок), но группа лучших игроков практически не меняется.
> Этот пример — вообще не про поисковые технологии. Он — про качество думалки у отдельно взятого человека.
Я сомневаюсь, что "качество думалки" серьезно влияет на кубковые успехи. Конкретно этот вопрос - на способность быстро понять вопрос. В кубковой нервозности и спешке многих (меня тоже периодически) почему-то заклинивает. Вспоминается знаменитый пятый вопрос Первого Карельского кубка, про "медаль, которую не получал ни один человек". Про то, что она могла присуждаться животным, никто и не собирался думать: как-то старались разнообразить поисковые техники и надеялись хитрым запросом найти ту страницу, где написан ответ.
> про соотношение интеллекта 1:1000000, топ-манагеров и пр.
Не умаляя достоинства прошлогоднего победителя, я сомневаюсь, что Маханёк может работать топ-менеджером в Рамблере и Мейле. Да и остальные финалисты, включая меня, тоже вряд ли к этому готовы. Яндекс, например, конкретно умение искать в 30 долларов в месяц оценивает (http://community.livejournal.com/kubok/73301.html). Я с ним, пожалуй, соглашусь.
no subject
Date: 2007-09-27 06:36 pm (UTC)Денис, вот скажи - что в твоем понимании то самое "качество думалки"?
Я почему спрашиваю - самокритично, кстати - меня немного убила логика, по которой у тебя совершенно арифметический вопрос про ахеян (до сих пор, когда надо приподнять самооценку, залезаю в юзеринфу комьюнити и наслаждаюсь ИНТЕРЕСАМИ:) вызвал аасоциацию с медальным вопросом из Карелии - вопросом гениальным именно в том (и совершенно НЕКУБКОВЫМ именно по той же причине), что это был совершенно ЧГК-шный вопрос по сути?
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2006-10-13 12:20 pm (UTC)Глядя на разнообразие вопросов за предыдущие года
Цель этой викторины - дать участникам показать собственную эрудицию (типа Что? Где? Когда?) и сообразительность (знание языка Яндекса, умение быстро переформулировать запросы) или как-то оценить-продемонстрировать качество яндекса как поисковой системы?
no subject
Date: 2006-10-13 12:29 pm (UTC)Можно пользоваться любым поисковиком.
Конкретно Антон Носик принципиально искал только Рамблером.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:no subject
Date: 2006-10-13 01:04 pm (UTC)no subject
Date: 2006-10-13 12:34 pm (UTC)no subject
Date: 2006-10-13 12:38 pm (UTC)Вот не надо, а.
(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:(no subject)
From:Предложение
Date: 2006-10-13 12:59 pm (UTC)По аналогии с футболом: сейчас для неучастника кубок выглядит как таблица финальных результатов чемпионата. А можно сделать его если не прямой трансляцией, то хотя бы в записи...
Re: Предложение
Date: 2006-10-13 01:13 pm (UTC)Я предлагал это привести в систему, даже трижды свои логи выкладывал, но как-то никто не поддержал.
url?
From:Re: url?
From:Re: Предложение
Date: 2006-10-13 01:25 pm (UTC)no subject
Date: 2006-10-13 01:07 pm (UTC)даже не знала, что в яндексе это так подробно расписано -----
no subject
Date: 2006-10-13 01:27 pm (UTC)А всех-то дел - в помощь заглянуть по ссылке.
(no subject)
From:про игру-----
Date: 2006-10-13 01:50 pm (UTC)Re: про игру-----
Date: 2006-10-13 02:08 pm (UTC)Допвремя (максимум минута) есть во втором туре.
Re: про игру-----
From:Re: про игру-----
From:no subject
Date: 2006-10-13 02:13 pm (UTC)Со всем остальным согласен.
no subject
Date: 2006-10-13 04:05 pm (UTC)no subject
Date: 2006-10-15 06:01 am (UTC)no subject
Date: 2006-10-16 12:30 pm (UTC)когда компьютер победит человека
Date: 2006-10-16 02:03 pm (UTC)можно будет считать началом AI.