dolboed: (potter)
[personal profile] dolboed
Сегодня вечером стартует VII Кубок Яndexа по поиску в Интернете (см. [livejournal.com profile] kubok).
Очень интересно наблюдать, как усложнились вопросы первого тура за эти 5,5 лет (см. мой комментарий для SEONews). Они реально сложней сегодня, чем вопросы Суперфинала 2001 года. Причём усложнение идёт параллельно сразу по нескольким независимым направлениям, которые очень интересно разложить по полкам:
  • Увеличивается информационное наполнение Интернета, лавинообразно растет доля вопросов, ответ на которые обнаруживается в один шаг (этому процессу еще неплохо помогает ранжирование, если говорить о тяжелом хвосте непопулярных запросов)
  • Увеличивается роль интернет-поиска в жизни людей, растёт уровень владения инструментарием среди широких пользовательских масс (у меня нет иллюзии, что кто-то сподобился прочитать объяснения про язык запросов на шестом году использования Яндекса, но просто люди накопили эмпирический опыт, у них есть gut feeling про то, какой запрос вероятнее найдёт ответ)
  • По мере того, как растёт число пользователей Интернета в целом и Яндекса в частности, повышается качество пула, из которого отбираются чемпионы

    Понятно, что все эти изменения случились не сегодня, по каждой из позиций имеются однонаправленные процессы, и, в общем-то, усложнение вопросов Первого тура тоже не в этом году началось, и даже не в прошлом. Но количество однажды переходит в качество, и на выходе получается такой, например, вопрос:

    Процитируйте строчку из второй песни "Илиады", на которой прервал своё чтение Осип Мандельштам, если буквально понимать его стихотворение 1915 года (5й вопрос 6й игры 1 тура). На вопрос правильно ответили ровно два человека, из которых одному на решение потребовалось 140 секунд, второму 158. Еще 98 человек успели ответить на этот вопрос неправильно, а другие 300 участников тура не ответили совсем. Интересно, что в том же самом туре на вопрос К чему обязывал эдикт, изданный в 847 г. Карлом Лысым? правильно ответили 244 участника, причем первый правильный ответ поступил через 18 секунд. И не от того игрока, который додумался считать строки, а не корабли, во второй песни "Илиады". Этот пример — вообще не про поисковые технологии. Он — про качество думалки у отдельно взятого человека.

    Условно говоря, лично для меня, а в общем и целом — для любого человека с хорошими умственными способностями, тут есть одна плохая новость и две хорошие.

    Плохая новость состоит в том, что мои личные шансы на победу в VII Кубке Яндекса (если б мне не было запрещено в нем побеждать — а я считаю, что формально не имею права идти на третий тур) достаточно ничтожны. И это не только меня касается, но и любого человека, который умеет быстро искать в Интернете. Какой бы у тебя ни был IQ, при существующем росте аудитории Интернета всегда найдутся люди сообразительней тебя, о которых ты еще не слышал. И ты не знаешь, как и когда они тебя победят, если между вами случится поединок.

    Хорошая новость состоит в том, что на каждого одного пришедшего в Интернет пользователя с уровнем интеллекта выше, чем у обладателей Кубка Яндекса, приходится миллион-другой новых пользователей, у которых этот уровень ниже. Это, в общем-то, и есть рынок. Прямо в архивах Кубка можно найти прикольную иллюстрацию: скажем, по статистике Яндекса, я первым нашёл ответ на вопрос, кто закончил Реквием Моцарта после его смерти, хотя моя методика игры не включает никакой механической оптимизации процессов ввода ответов. Если я сразу вижу, что знаю ответ (а про Реквием KV626 я знаю слишком много), то я никуда не тороплюсь, имея 180 секунд в запасе. И всё равно ответил первым, так как искал изначально Зюсмайера. Вопрос, меж тем, оказался очень простой, и возглавил рейтинг вопросов III Кубка по числу правильно ответивших. Их оказалось аж 245 человек. В общем-то, весь интернет-бизнес — это такая игра на опережение. Главное — успеть подумать раньше остальных. И очень как раз хорошо, что вслед за тобой 245 человек до того же самого додумаются. Потому что они думают уже в твою пользу. :)

    Вторая хорошая новость состоит в том, что выявление умных людей в Интернете экономит огромные деньги и хлопоты в деле поиска и найма новых сотрудников. При той жопе, которая у нас имеет место на рынке труда с блестящими кадрами, я считаю, что очень многие интернет-компании должны скинуться на спонсорство Кубка Яндекса. Хотя, если моя идея будет поддержана, то руководству кадровых агентств, чьи сотрудники годами упражняются в переманивании одной и той же дюжины топ-манагеров из Рамблера в Мэйл и обратно, не освоив никаких новых гитик, Кубок может принести очень серьезные убытки в виде упущенной прибыли.

    Update: а нельзя ль починить скрипт на http://first.kubok.yandex.ru/pcgi/g29.pl ?
    Там всего лишь надо слово first прописать во всех ссылках, чтобы последующие вопросы показывались.
  • Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

    Date: 2006-10-13 11:57 am (UTC)
    From: [identity profile] akteon.livejournal.com
    AFAIK, в кубке поиска стабильно высокие результаты, вплоть до первых мест, показывают игроки в Что? Где? Когда?

    Причин этому, на самом деле, две - многие яндексовские вопросы - это почти вопросы ЧГК. А вторая - существует версия ЧГК, которая практически предполагает использование поисковиков, что тоже дает хорошую тренировку.

    Date: 2006-10-13 11:59 am (UTC)
    From: [identity profile] labas.livejournal.com
    да, вопрос про Мандельштама в сторону "Что? Где? Когда?"
    хотя, конечно, даже запрос "Мандельштам Илиада 1915" дает ответ уже шестой ссылкой
    From: [identity profile] white-lee.livejournal.com
    никакой механической оптимизации процессов ввода ответов
    Можно это перевести на какой-нибудь человеческий язык, пожалуйста? :)

    Date: 2006-10-13 12:11 pm (UTC)
    From: [identity profile] doppeltes.livejournal.com
    Попробывал, вопросы действительно сложные. Мне инет не позволяет искать ответы с такой скоростью.

    Date: 2006-10-13 12:17 pm (UTC)
    From: [identity profile] vitonchik.livejournal.com
    >>в кубке поиска стабильно высокие результаты, вплоть до первых мест, показывают игроки в Что? Где? Когда?
    кроме Маханька, не припомню среди победителей чгк-шников. Хотя, может, плохо припоминаю)

    Date: 2006-10-13 12:20 pm (UTC)
    From: [identity profile] liveuser.livejournal.com
    > Они реально сложней сегодня, чем вопросы Суперфинала 2001 года.

    Ага, сложность игр потихоньку повышали, а в прошлом году получилось выровнять по верхнему краю.

    > растёт уровень владения инструментарием среди широких пользовательских мас

    Как показала известная работа Исследование методов трансформации запросов в первом туре Кубка Яндекса (http://company.yandex.ru/grant/2005/02_Loukachevitch_103039.pdf), он и четыре года назад в среднем был достаточно высоким.

    > повышается качество пула, из которого отбираются чемпионы

    "Знакомые все лица" (c) [livejournal.com profile] natalex
    Периодически кто-нибудь "дерзкий и красивый" что-нибудь выигрывает (см. VI Кубок), но группа лучших игроков практически не меняется.

    > Этот пример — вообще не про поисковые технологии. Он — про качество думалки у отдельно взятого человека.

    Я сомневаюсь, что "качество думалки" серьезно влияет на кубковые успехи. Конкретно этот вопрос - на способность быстро понять вопрос. В кубковой нервозности и спешке многих (меня тоже периодически) почему-то заклинивает. Вспоминается знаменитый пятый вопрос Первого Карельского кубка, про "медаль, которую не получал ни один человек". Про то, что она могла присуждаться животным, никто и не собирался думать: как-то старались разнообразить поисковые техники и надеялись хитрым запросом найти ту страницу, где написан ответ.

    > про соотношение интеллекта 1:1000000, топ-манагеров и пр.

    Не умаляя достоинства прошлогоднего победителя, я сомневаюсь, что Маханёк может работать топ-менеджером в Рамблере и Мейле. Да и остальные финалисты, включая меня, тоже вряд ли к этому готовы. Яндекс, например, конкретно умение искать в 30 долларов в месяц оценивает (http://community.livejournal.com/kubok/73301.html). Я с ним, пожалуй, соглашусь.

    Date: 2006-10-13 12:20 pm (UTC)
    From: [identity profile] natsla.livejournal.com
    Ну как же, а Юцис.

    Date: 2006-10-13 12:20 pm (UTC)
    From: [identity profile] ex-ex-annut.livejournal.com
    Просто любопытно
    Глядя на разнообразие вопросов за предыдущие года
    Цель этой викторины - дать участникам показать собственную эрудицию (типа Что? Где? Когда?) и сообразительность (знание языка Яндекса, умение быстро переформулировать запросы) или как-то оценить-продемонстрировать качество яндекса как поисковой системы?
    From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
    Запросто.
    Когда тебе дается три минуты на ответ, то можно попробовать, помимо собственно нахождения ответа, ввести его раньше всех остальных игроков. Для этого фанаты поисковых соревнований тщательно готовят игровое поле. Есть масса разных приёмов, методик и проч., позволяющих экономить секунды при вводе запросов и ответов. Я этого всего не использую. Наоборот, я в процессе игры отвечаю на телефонные звонки, разговариваю по аське, и вообще не заморачиваюсь вопросом "Как бы ответить не за 180 секунд". Ответ, данный на 179-й секунде, дает ровно столько же очков, как ответ, данный на 17-й.

    Date: 2006-10-13 12:22 pm (UTC)
    From: [identity profile] modelman.livejournal.com
    Сидоров.

    Date: 2006-10-13 12:25 pm (UTC)
    From: [identity profile] maksa.livejournal.com
    Володя Степанов и Миша Юцис. Пятьдесят на пятьдесят.

    Date: 2006-10-13 12:26 pm (UTC)
    From: [identity profile] maksa.livejournal.com
    Впрочем, как раз Маханька я бы считать не стал.

    Date: 2006-10-13 12:27 pm (UTC)
    From: [identity profile] vitonchik.livejournal.com
    А вот это зря, хорошая команда, пусть и не мирового уровня.
    За Юциса и Степанова - тады ой.

    Date: 2006-10-13 12:29 pm (UTC)
    From: [identity profile] liveuser.livejournal.com
    > или как-то оценить-продемонстрировать качество яндекса как поисковой системы?

    Можно пользоваться любым поисковиком.
    Конкретно Антон Носик принципиально искал только Рамблером.

    Date: 2006-10-13 12:34 pm (UTC)
    From: [identity profile] mur57.livejournal.com
    да, но это не мешает "цели этой викторины" быть именно рекламной, и именно яндекса.

    Date: 2006-10-13 12:34 pm (UTC)
    From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_layman/
    "...При той жопе, которая у нас имеет место на рынке труда с блестящими кадрами, я считаю, что очень многие интернет-компании должны скинуться на спонсорство Кубка Яндекса..." - э-э-э... Вам, конечно, виднее, но способность "соображать" ОЧЕНЬ БЫСТРО и способность "соображать" ХОРОШО - это очень разные вещи. То есть настолько разные... Не говоря уже об умении ОЧЕНЬ БЫСТРО тыкать кнопки...

    Date: 2006-10-13 12:38 pm (UTC)
    From: [identity profile] liveuser.livejournal.com
    > Не говоря уже об умении ОЧЕНЬ БЫСТРО тыкать кнопки

    Вот не надо, а.

    Date: 2006-10-13 12:39 pm (UTC)
    From: [identity profile] ex-ex-annut.livejournal.com
    спасибо
    интересно тогда кем и исходя из каких принципов придумываются вопросы
    то есть опять же цель - эрудиция участников или-и качество поиска?

    Date: 2006-10-13 12:40 pm (UTC)
    From: [identity profile] liveuser.livejournal.com
    Я бы сказал, эффект обратный: если нужно специальное умение искать, чтобы найти ответ на не самый сложный вопрос, это минус поисковику.

    Date: 2006-10-13 12:46 pm (UTC)
    From: [identity profile] liveuser.livejournal.com
    Первое с разумной долей второго.
    Т.е. я не припомню вопроса, на который бы сплошные дорвеи вываливались.

    Date: 2006-10-13 12:50 pm (UTC)
    From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_layman/
    Что именно не надо? :)

    Date: 2006-10-13 12:57 pm (UTC)
    From: [identity profile] liveuser.livejournal.com
    Объяснять кубковые победы скоростью набора.
    Победы одерживались и на модемах, и на GPRS'е, и на чужих (всегда неудобных) компьютерах, и без мышки...

    Предложение

    Date: 2006-10-13 12:59 pm (UTC)
    From: [identity profile] igorbor.livejournal.com
    Вообще мне кажется, что эффект и полезность конкурса сильно бы выросли, если бы можно было видеть в результатах не только вопрос-ответ, но и путь, по которому этот ответ находится. Даже если лично я более-менее понимаю, как бы я искал ответ на какой-то вопрос, даже если я могу найти на него ответ - лично мне было бы крайне интересно увидеть ход мысли человека, нашедшего ответ в три раза быстрее меня. Не думаю, что было бы сложно попросить победителей уже потом, в спокойной обстановке, расписать подробно свои запросы и ход мысли - в конце концов, можно скриншоты делать или логи вести.

    По аналогии с футболом: сейчас для неучастника кубок выглядит как таблица финальных результатов чемпионата. А можно сделать его если не прямой трансляцией, то хотя бы в записи...

    Date: 2006-10-13 01:04 pm (UTC)
    From: [identity profile] akteon.livejournal.com
    ЧГК - это ближе не к эрудиции (за эрудицией - в Свою игру), а к соображаловке. К умению находить нестандартные связи и вторые смыслы.
    Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

    Profile

    dolboed: (Default)
    Anton Nossik

    April 2017

    S M T W T F S
           1
    23 45678
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 202122
    23 24 25 26 27 2829
    30      

    Most Popular Tags

    Style Credit

    Expand Cut Tags

    No cut tags
    Page generated Mar. 17th, 2026 03:04 pm
    Powered by Dreamwidth Studios