dolboed: (0casanova)
[personal profile] dolboed
Византинист Роман Шляхтин ([livejournal.com profile] hungarez) решил во что бы то ни стало реабилитировать Империю ромеев, защитив её сразу от меня, от Альфреда Коха и от Юли Латыниной. Спор начался в комментариях к этому ЖЖ, а теперь продолжился на Кольте.
Взятие Константинополя в 1204 году
Миссия Романа мне чрезвычайно симпатична (я и сам не прочь реабилитировать какого-нибудь дожа-предателя), но, к сожалению, кейс ему попался весьма неудачный, что лучше всего видно на том примере, который он сам же и выбрал:

Именно византийская способность договариваться (принимаемая многими, в том числе жителями Древней Руси, за «греческое лукавство») позволила все тому же Алексею Комнину заключить пакт с вождями Первого крестового похода и развернуть ситуацию себе во благо. Столкнувшись с появлением у стен столицы сразу нескольких крупных вооруженных групп во главе с европейскими князьями и баронами, император взял с них по очереди вполне европейскую по форме вассальную клятву, согласно которой крестоносцы обязывались передать под власть империи все отвоеванные земли в обмен на помощь в обеспечении логистики крестового похода и перевоз всех отрядов крестоносцев через Босфор.

Видите, какой мудрый и договороспособный был император ромеев.
А теперь давайте спросим, что же было дальше.

А дальше было вот что. Крестоносцы, с которыми Алексей I Комнин прошёл интересную ему часть пути по Малой Азии, освободили от турок и вернули под власть Византийской империи земли, ранее занятые сельджукскими захватчиками — в частности, Никею. После этого император ромеев отправился в столицу — собирать византийское войско для решающего сражения за Святую Землю. Крестоносцы же двинулись дальше на восток прошли через Анатолию, вторглись в Сирию и захватили Антиохию. Но при этом потеряли достаточно большую часть войска — и стали ждать обещанной императором ромеев подкреплений, чтобы продолжить поход на Иерусалим. Но Алексей I Комнин посчитал, что ему в техническом смысле выгодней, чтобы христово воинство прямо в Сирии и погибло. Поэтому он не только не послал византийские войска на выручку союзникам, но ещё и предъявил ультиматум венецианцам, флот которых двигался морским путём на подмогу Первому походу. Если вы поможете христианскому войску и не дадите ему погибнуть в Сирии, то я отзову все торговые привиллегии для венецианских купцов в Восточной Римской Империи, сообщил дожу Витале Микьелю византийский император Алексей I Комнин. Угроза была очень серьёзная по тем временам: византийские торговые преференции в XI веке обеспечивали значительную часть выручки венецианских купцов. Однако ж венецианцы на этот риск пошли — в итоге, как известно, Первый поход завершился установлением «латинского королевства» в Иерусалиме.

Осенью 1189 года, когда император Фридрих Барбаросса прибыл в Константинополь с войсками Третьего крестового похода, «византийская способность договариваться» достигла и вовсе небывалых высот. Радушно принимая Фридриха в своих дворцах и называя германского императора своим «христианским братом», император Византии Мануил Комнин заключил тайный военный союз с могущественным Саладдином, чьи армии громили крестоносцев в Святой Земле и готовились дать отпор Барбароссе. Выполняя свою сторону договорённости, Мануил задержал армию Барбароссы на западном берегу Босфора (нарушив все союзнические обязательства по кораблям и припасам), а против крестоносцев Святой Земли установил торговую блокаду, воспретив византийским купцам поставлять в Палестину зерно и хлеб.

В будущем мы не можем уже верить никаким словам и клятвам греков, — написал потрясённый этим коварством Фридрих в письме Леопольду Австрийскому.

На это нам, конечно, могут возразить, что византийская способность договариваться была не каким-то фирменным отличием государства ромеев, а нормой тогдашней феодальной политики, в которой все дружили против всех, и любые альянсы между главами государств расторгались, следуя логике сиюминутной выгоды.

Это, однако же, противоречит известным фактам. Во-первых, не все народы тех эпох были так же лживы, лукавы и вероломны, как греки. Тот же военно-политический союз между Венецией и Византией просуществовал больше полтысячелетия, начиная с договора, заключённого жителями Лагуны ещё с Юстинианом. Преференции, которые Венеция имела во всех портах и городах Империи, достались её отнюдь не за красивые глаза. 600 лет венецианцы воевали и умирали за Византию, которая со времён Велисария довольно основательно разучилась воевать сама. Императорской хризобуллы от Алексея I венецианцы удостоились за защиту византийских земель от норманнского вторжения в 1081-1085 годах. А спустя 14 лет тот же самый император вдруг начал угрожать отзывом своей хризобуллы, если венецианский флот откажется предать крестоносцев. Если же венецианцы согласятся на это предательство, император обещал им крупную сумму денег и много новых торговых льгот. Но епископ Контарини, участник венецианской экспедиции, заявил своим спутникам, что если они отвернутся от Креста ради земных наград, то не только опозорятся перед всем миром, но и навлекут на себя гнев Господен. Вряд ли этот аргумент произвёл бы какое-то впечатление на византийских императоров, но на солдат и моряков Венеции он подействовал: флот направился в Хайфу, куда к тому времени добрались крестоносцы. Так что, как видим, не все в Европе следовали греческим традициям вероломства... а уж каким эпическим предательством отплатил венецианцам за службу Мануил Комнин в 1171 году — стыдно даже вспоминать.

Самое же главное — что вероломство Империи было не ситуативным (как у итальянских городов, поочерёдно входивших в союзы то друг с другом, то друг против друга), а совершенно осознанным и целенаправленным, ибо прямо вытекало из идеологии ромеев. В то время как венецианцы, народ торговый, стремились со всеми народами Средиземноморья находить общий язык и вести бизнес, ромеи были одержимы идеями национальной исключительности поистине гитлеровского масштаба. Себя они считали существами высшего порядка, а все окружающие народы презирали, называя их варварами. Основную цель своей внешней политики Византия видела не в том, чтобы укреплять дипломатические связи с соседями, а в том, чтобы этих самых соседей всеми способами ослаблять, стравливать между собой, не давая никому из «варваров» усилиться. Император Константин Багрянородный в X веке составил даже целый учебник «Об управлении империей», в котором довольно прямым текстом изложены все эти идеи расовой исключительности, недопустимости династических браков с «варварами» и важности их всемерного сдерживания любыми средствами, будь то подкуп, обман или прямое военное насилие.

При таком отношении к окружающим неудивительно, что Византия за тысячу лет так и не нажила себе друзей ни в Европе, ни в Азии — а верных союзников не раз отталкивала от себя тем самым «греческим лукавством», о котором упоминает и уважаемый Роман Шляхтин. Зачастую это вероломство не приносило ромеям даже никакой практической пользы, кроме легко предсказуемого международного вреда — самый ярким примером являлись погромы и резня мирных горожан в иностранных кварталах Константинополя. Выгоды от этих убийств, разрушений и массовых арестов император ромеев не получил ни разу — так, всё награбленное после 12 марта 1171 года пришлось вернуть с компенсациями, как только Империи понадобилась военная помощь Венеции. То есть все эти византийские «хрустальные ночи» затевались из чистой, беспримесной ксенофобии. А ценой, которую довольно скоро пришлось заплатить гордым ромеям за эту свою «любовь к искусству» стало разрушение многовекового союза, не раз выручавшего Империю в трудные времена.

Date: 2015-03-27 02:12 pm (UTC)
From: [identity profile] edroovna.livejournal.com
Москва - третий Рим. Хорошо, что хоть четвертому не бывать.

Date: 2015-03-27 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] polesh-chuk.livejournal.com
И главное, каждый может стать византинистом и поддержать беседу.

(no subject)

From: [identity profile] edroovna.livejournal.com - Date: 2015-03-27 03:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] polesh-chuk.livejournal.com - Date: 2015-03-27 03:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] edroovna.livejournal.com - Date: 2015-03-27 03:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] berezovsky alexander (from livejournal.com)
Просто кацапы не знали про свщенную Римскую империю, вот с необразованности и назвались третим Римом :)

(no subject)

From: [identity profile] edroovna.livejournal.com - Date: 2015-03-27 06:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berezovsky alexander - Date: 2015-04-03 09:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andronic.livejournal.com - Date: 2015-03-30 08:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] berezovsky alexander - Date: 2015-04-03 09:48 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 02:17 pm (UTC)
From: [identity profile] public-enemi.livejournal.com
1.именно у Ивана Третьего была жена по имени Софья Палеолог,он объединил Русь-так что теория Третьего Рима появилась скорее всего при нём
2.аргумент о том что название Византия придуман в 18-ом веке вообще непонятен.Название Великий Шёлковый путь придумал в конце 19-го века немецкий археолог фон Рихтхофен.И что?

Date: 2015-03-27 02:27 pm (UTC)
From: [identity profile] edroovna.livejournal.com
Это хорошо, когда археолог название придумывает, а не летописец, а археологи потом найти не могут.

(no subject)

From: [identity profile] public-enemi.livejournal.com - Date: 2015-03-27 02:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] edroovna.livejournal.com - Date: 2015-03-27 02:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] public-enemi.livejournal.com - Date: 2015-03-27 02:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] edroovna.livejournal.com - Date: 2015-03-27 02:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] public-enemi.livejournal.com - Date: 2015-03-27 03:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] edroovna.livejournal.com - Date: 2015-03-27 03:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] negandtiv [lj.rossia.org] (from livejournal.com)
Я понял, я понял, вы намекаете на Россию! Но кто для нее Венеция? Пока не соображу.

Date: 2015-03-27 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Вы пропустили важный пост, где объясняется, что из всех кандидатов в наследники Византии сама Венеция подходит лучше, чем два других претендента — Россия и Турция.

Что Россия — это Византия сегодня (а Америка, соответственно, Венеция), твердит с экранов духовник Путина.

(no subject)

From: [identity profile] donrumatalive.livejournal.com - Date: 2015-03-27 11:33 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 02:32 pm (UTC)
From: [identity profile] ubpskh.livejournal.com
Что-то мне эта история напоминает. Что-то, происходящее прямо сейчас
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] ubpskh.livejournal.com - Date: 2015-03-27 05:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene alexiev (from livejournal.com)
На мой взгляд, когда речь идет об отношении Византии и Западной Европы, стоит помнить об очень больших культурных и религиозных различиях, и довольно значительных цивилизационных. Можно и покойного Гумилева вспомнить с его теориями этногенеза, но это уже в довесок. Византийцы, действительно, не считали "франков" и большинство соседей равными себе, и на это у них даже были определенные основания. Европейцы времен крестовых походов, впрочем, платили им той же монетой; так что в определенный момент все это превратилось в отношения кошки с собакой, в которых любые приемы хороши.

Византия на своем пике была тем, что мы бы сейчас назвали городской цивилизацией, Европа - сельско-патриархальной; Византия тяготела к абсолютизму (пусть и ограниченному пострижением и выкалыванием глаз), Европа - к феодальной анархии; Византия к X-XII была уже в очень зрелом, даже перезрелом, социально-политическом возрасте, Европа - порядком молода. В общем и целом стороны конфликта были обречены на взаимное непонимание и недоверие; и презрение, которое уже в десятом веке у какого-нибудь Лиутпранда Кремонского очень явно проявляется.

Венецианцы, со своей стороны, начинали как формально подконтрольная Константинополю (и Равеннскому экзархату) территория. Как раз у Венеции и Византии было очень много точек соприкосновения, о чем, кстати, уже упоминал автор журнала в одном из предыдущих постов. Так что неудивительно, что этот союз, несмотря на все трения и солидные тычки в спину, продержался так долго.

P.S. Крестоносцы в Четвертом походе тоже повели себя будь здоров, и норманны, если оставить в стороне обобщения Латыниной, еще те честные паладины.
Edited Date: 2015-03-27 03:00 pm (UTC)

Date: 2015-03-27 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Крестоносцы в Четвёртом походе и в самом деле проявили себя не очень.

Тут только важно отметить, что вовсе не Энрике Дандоло пообещал им 200.000 монет за восстановление на константинопольском престоле Исаака Ангела и сына его Алексея. Обещание это сделал на свою голову сам Алексей, которого в лагерь крестоносцев привёз опять-таки совершенно не Дандоло, а мудила Бонифаций, кузен и вассал Филиппа Швабского (который был женат на сестре Алексея).

Направляющая роль Дандоло закончилась со взятием Зары, а дальше уже можно вменить ему только героизм при штурме и кое-какие меры по обузданию последующих грабежей.

Что до мотива личной мести Дандоло за утраченное в Константинополе зрение — я читал три взаимоисключающих версии о том, где его там ослепили, и все они похожи на позднейший апокриф. Вроде глубокомысленного сообщения Петрарки, что Бучинторо дожа-предателя подплыл к Палаццо между двух колонн, что и вызвало впоследствии трагедию. Всё бы хорошо, только пьяццетта Св. Марка была к 1355 году уже засыпана. И на те переговоры в Константинополе об освобождении венецианцев, которые Дандоло вёл с Мануилом, он ездил уже довольно глубоким стариком, а ослеп за десятилетия до этого.

(no subject)

From: [identity profile] eugene alexiev - Date: 2015-03-27 08:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] podsolnoox.livejournal.com - Date: 2015-03-29 03:36 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] maxdz.livejournal.com
И руководство "Третьего Рима" пошло по пути "второго" - подобным будет и конец.

Повезёт, если Москва будет переименована в "Москоу-Сити", а не в "Кaдыров-Юрт".
Edited Date: 2015-03-27 02:56 pm (UTC)

Date: 2015-03-27 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com
Лучше уж "Кадыров-Юрт", чем "Москоу-Сити": византийцы потому и не стали оборонять Константинополь, что выбор был между подчинением Западу или Востоку. И для византийцев этот выбор был очевиден - лучше турки, чем презренные "франки".

А на башнях героически отдувались за всех греки, предавшие православие и принявшие унию, и наёмники - им было что терять. Но надолго их не хватило.

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2015-03-27 04:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2015-03-27 04:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2015-03-27 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2015-03-27 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2015-03-27 04:54 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2015-03-27 04:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2015-03-27 05:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] bogomilos.livejournal.com - Date: 2015-03-27 05:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maxdz.livejournal.com - Date: 2015-03-27 05:34 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] rumata.livejournal.com
Вообще, интересная подача, конечно. Крутая, Борисыч, ты как всегда на сверхвысоте.
А если вот по сути, то высаживаются дебилы на твоей территории (в Эпире) и по дороге начинают просто бандитствовать, жечь, грабить, всё прочее. Параллельно идет имперская армия и переусердствовавших добивает. Иногда всякие Тристаны геройски возвращаются отбивать своих на переправе, но опять же - не всякому такое грозит, чтоб его принц вернулся отбивать. В основном там отребье. Но в целом имперская армия, как договорились, не трогает основную колонну, что прётся в столицу организованно во главе с главными бандюками, которым с императором стрела назначена. Это ещё задолго до всех совместных действий против неверных, которые там в Иерусалиме, напоминаю.
Вот так вот в первый поход себя и зарекомендовали. В следующие ещё круче стало.
О составе пёршихся в Святую Землю, вне зависимости от причин, стоит останавливаться, или уже сойдёт?) А о впечатлениях местного населения от такого прошествия вообще лучше молчать.

Date: 2015-03-27 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] eugene alexiev (from livejournal.com)
Очень даже поддерживаю данный комментарий

(no subject)

From: [identity profile] oleg gizatullin - Date: 2015-03-27 05:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kot-behemoth.livejournal.com
Дваждую, очень верно.

Date: 2015-03-27 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Конечно, варвары, сброд, младшие дети без наследства, жуть и ужас.
И русы с пачинаиками ничуть их не лучше.

Однако ж выступить с ними вместе в военный поход, сражаться плечом к плечу, отвоёвывая Малую Азию, было императору ромеев ничуть не западло.

А вот стоило им спиной повернуться — и тут уж сразу варвары, нелюди, пропадите пропадом.

Ну, и про венецианцев со всеми их хризобуллами, протосевастосами и проч., не очень понятно, чем они заслужили 12 марта 1171 года, и зачем нужна была резня латинов, и на какой там рассчитывали результат.

(no subject)

From: [identity profile] rumata.livejournal.com - Date: 2015-03-27 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2015-03-27 07:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] rumata.livejournal.com - Date: 2015-03-27 07:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] donrumatalive.livejournal.com - Date: 2015-03-27 11:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mikev.livejournal.com
дочитал до турок османов.

Date: 2015-03-30 08:35 am (UTC)
From: [identity profile] andronic.livejournal.com
Угу.
Вот и я подумал, что мне интересного может рассказать человек, пишущий, что "крестоносцы ... освободили от турок и вернули под власть Византийской империи земли, ранее занятые османскими захватчиками"?

Интересно также, что среди множества больших специалистов по Византии, высказавшихся выше, "османских захватчиков" заметили Вы первый.
Честно говоря, не могу даже Вас похвалить за великие познания в истории. Потому что это школьная программа :)

(no subject)

From: [identity profile] andronic.livejournal.com - Date: 2015-03-30 08:50 am (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] rekuperator.livejournal.com
Ваши потуги могут оказать впечатление на людей уж совсем историю незнающих. Долго рассусоливать не буду, скажу лишь одно - дож Дандоло прямо свято верил в договоры.

Date: 2015-03-27 07:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Напомните, пожалуйста, какой договор дож Дандоло нарушил.
Какие у него были обязательства перед Алексеем II, или перед Алексеем Дукой Мурцуфлом.

Я понимаю, что Вы слышали звон, но, боюсь, Вы даже в объёме википедийной выжимки не знаете, кто привёл крестоносцев в Константинополь, и чем три поочерёдно убитых Алексея друг от друга отличались.

Date: 2015-03-27 04:59 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg gizatullin (from livejournal.com)

То есть Византийцы сами заслужили предательство всей Европы в 1453 году?

Date: 2015-03-27 07:15 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
О каком предательстве Европы можно говорить, когда Византия поочерёдно на протяжении трёх столетий предавала всех и каждого из европейских правителей, сговариваясь за их спиной с любыми другими «варварами» из числа их врагов?

Разумеется, нужно быть слепым, чтобы не видеть прямой причинно-следственной связи между византийскими предательствами, начиная с Первого похода, и потерей всех союзников.

Если б европейцы успели к маю 1453 года поспеть в Константинополь, и разбили бы там войска Мехмета II, то следующим номером программы они вполне могли рассчитывать, что очередной Палеолог ночью запустит янычар Мехмета в их лагерь, в обмен на какой-нибудь очередной тайный союз, вроде пакта с Саладином.

Date: 2015-03-27 05:01 pm (UTC)
From: [identity profile] royanemon.livejournal.com
Видимо клиническая русофобия скоро распространится на дубы и ели. Хотя может авторы может решив изучить предисторию вопроса ненавистных руссиян, залезли в такие глубокие дебри, что стали сильно смахивать на одухотвотрённых фантазёров аля Проханов. И оторвавшись от реальности к удовольствию всякой гумилёвщины, пустились в дебаты на отвлечённые темы.
При этом стали похожи на зеркальные отражения кондовых антисемитов, с рассуждениями о жестоковыйности, адь и израиловку. Чтож у нас за страна такая в которой даже евреи превращаются в дебилов.

Date: 2015-03-27 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] sasadad.livejournal.com
Кремлефобия - это совсем не русофобия...

(no subject)

From: [identity profile] royanemon.livejournal.com - Date: 2015-03-27 08:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2015-03-27 07:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] royanemon.livejournal.com - Date: 2015-03-27 08:15 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] hypostratigos.livejournal.com
>После этого император ромеев отправился в столицу — собирать византийское войско для решающего сражения за Святую Землю. Крестоносцы же двинулись дальше на восток прошли через Анатолию, вторглись в Сирию и захватили Антиохию. Но при этом потеряли достаточно большую часть войска — и стали ждать обещанной императором ромеев подкреплений, чтобы продолжить поход на Иерусалим. Но Алексей I Комнин посчитал, что ему в техническом смысле выгодней, чтобы христово воинство прямо в Сирии и погибло. Поэтому он не только не послал византийские войска на выручку союзникам, но ещё и предъявил ультиматум венецианцам, флот которых двигался морским путём на подмогу Первому походу. Если вы поможете христианскому войску и не дадите ему погибнуть в Сирии, то я отзову все торговые привиллегии для венецианских купцов в Восточной Римской Империи, сообщил дожу Витале Микьелю византийский император Алексей I Комнин.

Я, конечно, не византинист, так что всемерно осуждаю эдакое комниново коварство. И лишь пара-тройка мелочей смущает. А отважный нормано-сицилийский воин-интернационалист Боэмунд князь Тарентский, выдавивший из войска греческих эмиссаров, чтоб не мешали ему для себя самостийное Антиохийское княжество утворять (вопреки договору крестоносцев с ромеями, кстати), тут был совсем-совсем ни при чём? А удивительные истории беглого Стефана Шартрского в ромейском лагере у Филомены о полном разгроме армии Христа под Антиохией, от которых брат того Боэмунда Гвидо едва атеизм не принял, никак не повлияли на (не)желание Алексея идти на помощь этой самой армии? И, конечно, когда Боэмундик, воспользовавшись отсутствием римской помощи, им же самим и организованное, шантажируя прочих крестоносцев своим уходом из крузады, присвоил-таки город, 14 лет тому назад бывший римским (и бывший им тысячелетие с лишним, кстати сказать), это совершенно не могло обидеть Новый Рим?
Просто как-то странно: ну, коварный ты и жестокий, ладно. Но когда тебе добрые люди клянутся твои же вчера ещё земли назад вернуть совершенно бесплатно, зачем кидать-то их на пол-дороги? А вот если тебя самого эти благодетели уже кинули...

Date: 2015-03-27 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Ну, Вы уж определитесь с версией.

То ли Алексей думал, что войско Христово разгромлено, и оттого не пошёл на помощь.
То ли он думал, что оно нехорошо поступило с Антиохией, и в этой связи отложил выступление византийского войска на подмогу.

Эти две версии как бы не могут быть правильными одновременно.

При этом все города, которые крестоносцы отвоевали в Малой Азии, вернулись императору ромеев.
А антиохийские бесчинства случились уже после того, как стало ясно, что помощь не придёт.

(no subject)

From: [identity profile] hypostratigos.livejournal.com - Date: 2015-03-27 05:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2015-03-27 06:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hypostratigos.livejournal.com - Date: 2015-03-27 07:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] donrumatalive.livejournal.com - Date: 2015-03-27 11:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2015-03-27 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mister-hyister.livejournal.com
любопытное чтиво. византийцы прямо как евреи. высшая раса- которую везде пиздили.

Date: 2015-03-27 11:51 pm (UTC)
From: [identity profile] donrumatalive.livejournal.com
вы в секторе Газа живете?

Date: 2015-03-27 11:50 pm (UTC)
From: [identity profile] donrumatalive.livejournal.com
Интересна роль пресловутых духовных скреп.
Без особого даже сарказма.

Фактически наблюдена современная сила идеологии в направлении человека взорваться на площади, а уж фактически-и-исторически в направлении толп - подавно. Те же в конце концов сами "крестоносцы".
Мысленный вектор: европейским монархам приходилось считаться с "постановлением с.х.б.церкви римской", "копьями" по позднейшему соображению не обеспеченным. Но обеспеченным настроением народным.

Христианнейшее население Византии, притом, с очевидностью, от плебса до бюрократической массы, особого баттхерта от предательства крестоностного воинства в пользу Саладдина сотоварищи не испытывало.

Интересно детальней рассмотреть этот вариант духовных скреп.

Date: 2015-03-28 05:28 am (UTC)
From: [identity profile] ivan merkulov (from livejournal.com)
у нынешних "венецианцев" крупнейшая армия, и вечное стремление сливать своих "шестерок".
договоренности они поддерживают ровно до того момента пока им выгодно, вообщем - люди как люди! ;)

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 16th, 2026 10:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios