dolboed: (potter)
[personal profile] dolboed
Вдогонку к козыревской передаче на До///де, где мы с ним вспоминали 90-е годы, перестройку и перестрелку, хочу показать и объяснить один артефакт из той эпохи, который в передаче обсуждался предметно и подробно:

Это два советских загранпаспорта. Как видите, отличаются они тем, что один исполнен от руки, а другой — на пишущей машинке. В какой-нибудь другой стране это различие в докомпьютерную эпоху могло бы носить случайный характер и объясняться неодинаковой оснащённостью двух паспортных столов оргтехникой, или тем, что один паспорт выдан за полгода до второго. Но в СССР — как и в современной российской правоохранительной системе — каждая ничтожная закорючка имеет высший сакральный смысл. Дихотомия «чернила vs машинопись» в советских загранпаспортах — не исключение.

От руки в ОВИРе выписывался паспорт, годный только для поездок по соцлагерю — Болгария, Венгрия, ГДР, ПНР, Румыния, ЧССР. Для посещения всех этих стран советскому танкистучеловеку их въездная виза не требовалась. И внутри того самого соцлагеря перемещение между странами было безвизовым — как для их граждан, так и для советских гостей. Но вот для выезда из СССР в любую заграницу советскому человеку нужно было получать разрешение на выезд, формально от Отдела виз и регистрации МВД, фактически — от КГБ. Частному лицу полагалась однократная виза на каждый выезд. Для её получения нужно было представить какое-то обоснование поездки (приглашение, турпутёвку, письмо от организации о направлении в зарубежную командировку), два экземпляра довольно подробной анкеты, характеристику с места работы/учёбы за подписью парторга, профорга и директора предприятия, оригинал загранпаспорта, а также заполненную с одной стороны почтовую открытку с маркой за 3 коп. Когда ОВИР принимал решение по просьбе гражданина о разрешении однократного выезда за рубеж, он на этой открытке ставил штамп с приглашением заплатить пошлину (31 рубль за соцстраны, 201 — за капстраны), явиться с квитанцией и забрать готовый паспорт в приёмные часы. Или не забрать, если отказали, но тогда уж и пошлину не платить... Процедура оформления трёхдневной командировки в Софию и эмиграции в Израиль навсегда была в части требований ОВИРа совершенно идентичной. То есть человеку, который собирался с позором лишиться работы, жилья, советского гражданства, 500 рублей за отказ от него, всех паспортов и любой надежды на последующий въезд в СССР, нужно было сперва обойти местком, партком и администрацию своего учреждения, и собрать там характеристики, подтверждающие, что он достаточно «в быту скромен, с коллегами по работе общителен», чтоб Комитет государственной безопасности согласился без опасений отпустить его в логово сионистского агрессора. Так Израиль официально назывался в советских газетах с тех пор, как в июне 1967 года разбил армии египтян, иорданцев и сирийцев в Шестидневной войне — а СССР в ответ расторг дипотношения. Впрочем, вернёмся к советским паспортам и их высоким смыслам.

На второй иллюстрации мы видим, что сами по себе одноразовые разрешения оформлялись тоже по-разному, в зависимости от направления выезда. Название капстраны, срок и цель поездки в неё вбивались на пишмашинке. При разрешении на выезд в безвизовые соцстраны (которых было на свете в 20 раз меньше, а разрешения туда требовались чаще) дату вписывали по-прежнему от руки, зато название страны и цель поездки оттискивали с помощью штемпеля, экономя труд писаря. Такая вот советская бюрократическая эргономика, самая эргономичная в мире.

В верхней части каждой страницы с разрешением на выезд оставлено место для двух советских печатей о пересечении границы-на-замке. По этой простой причине одним разрешением просто технически нельзя было воспользоваться два раза.

В нижней части страницы — отметка госбанка о продаже выезжающему гражданину валюты, с указанием либо проданной суммы в рублях, либо срока, из которого она рассчитывалась. Каждый счастливчик, получивший разрешение на выезд, имел право поехать в банк на улицу Бутлерова и обменять у государства свои деревянные рубли на ту или иную форму инвалюты. Годичная квота для каждого типа страны и поездки устанавливалась постановлением Совета министров СССР, и в 1980-е она была, по моим ощущениям, очень щедрой. Особенно для капстран, куда можно было на год поменять 900 рублей — по официальному советскому курсу, где доллар стабильно стоил 63 копейки, чехословацкая крона — 10 копеек, а немецкая марка, независимо от того, восточная или западная, — 30 копеек. В реальности к 1988 году доллар на советском чёрном рынке вырос уже до 10 рублей, а банки Западного Берлина обменивали одну бундесмарку на 10 марок ГДР совершенно официально, с квитанцией и кассовым чеком. В продвинутой в этом смысле Варшаве (через которую проходил любой поезд с Белорусского вокзала на Берлин, Прагу, Париж и Лондон) грузчики на вокзале скупали доллары вообще по 25 рублей...

Сколько на этой фантастической карусели обменных курсов мог за одну командировку заработать простой советский чекист, с правом на ношение валюты — страшно себе представить. Но была среди выезжающих советских граждан одна категория, которая этих щедрот государства на себе не испытала. Евреи, отбывавшие на ПМЖ в Государство Израиль, имели право из всех своих личных денег поменять на доллары 90 советских рублей на человека. По курсу выходило 143 доллара в «моём» 1990 году. Это были все сбережения, которые им разрешалось вывезти из СССР. Как тут не вспомнить анекдот про попугая, требовавшего права на выезд «хоть тушкой, хоть чучелом».

Конечно, загранпаспорта вспомнились мне прежде всего в связи с эфиром у Козырева, но ничуть не менее актуальный сегодняшний контекст для этих воспоминаний — последние инициативы Ирины Яровой и Ко., посвященные ограничению на выезд россиян из страны, под самыми разными предлогами. Отличие между советскими порядками и тем, что предлагают Яровая с Озеровым — в том, что советская власть ограничивала всех подряд, а взбесившийся принтер предлагает ввести запрет выезда в качестве персональной внесудебной расправы для отдельных категорий неугодных власти лиц. Например, тех, кого «предупредили об ответственности за экстремизм» — как академика Юрия Рыжова, которому прокурор вынес такое предупреждение просто за поданную городским властям заявку на проведение мирного, санкционированного шествия памяти Бориса Немцова. Никаких действий, дающих основание предупреждать про экстремизм, Рыжов не совершал. Обвинить его не в чем. И предупреждение — мера совершенно беззубая. Но по законопроекту Яровой она должна отрастить зубы, став формальным поводом для закрытия академика за железным занавесом сроком на 5 лет.

А общее между предложением Яровой и советской практикой ограничения выезда — их абсурдность, дебильность и полная неэффективность для решения каких-либо полезных государству задач. Утечкам мозгов, бегству из СССР учёных, спортсменов, музыкантов, писателей и художников этот режим помешать не мог. Как не мешал он ни вербовке иностранных агентов внутри СССР, ни бегству на Запад советских силовиков, с ранних сталинских лет до поздних горбачёвских. Этот режим всего лишь создавал у ряда категорий советских людей лишний повод задуматься об эмиграции: каждый раз, оказавшись за границей, они понимали, что этот раз может оказаться последним, и лишний раз задумывались об отказе от возвращения. О котором совершенно не надо думать гражданам стран, где о запрете на выезд не слышали. Американцу или европейцу вообще не объяснишь, что такое «отказ от возвращения на Родину», кому он должен адресоваться, и в чём выражаться. Человек просто поехал за границу по своим делам, и находится там, сколько считает нужным. А в УК РСФСР «отказ от возвращения на Родину» был уголовным преступлением из диспозиции ст. 64 «Измена Родине», предусматривавшей наказание вплоть до смертной казни с конфискацией имущества. Два мира, два Шапиро.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2016-06-20 10:44 am (UTC)
From: [identity profile] kiczune.livejournal.com
жесть какая!!! это читать тяжело, а провернуть в жизни и подохнуть от напряга и унижения можно! фууу! совкодрочерам это разослать всем, чтоб выли о своей вонючей колбасе потише....

Date: 2016-06-20 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] slon48.livejournal.com
для них крепостное право гораздо уютнее свободы,
главное чтоб барин не сильно больно по субботам на конюшне порол.

(no subject)

From: [identity profile] montazhnicheg.livejournal.com - Date: 2016-06-20 10:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] katin-andrey.livejournal.com - Date: 2016-06-20 10:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-20 11:00 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-21 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-21 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-21 11:41 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-21 11:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-21 11:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-21 01:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-21 01:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-21 01:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-22 05:40 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-22 05:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-22 07:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-22 12:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-22 01:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-22 01:45 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-22 01:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-22 01:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-22 02:29 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-23 04:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-23 05:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-23 05:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-23 05:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-23 05:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-23 06:09 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-23 06:19 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-23 06:43 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-23 11:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-23 12:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-23 12:20 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-23 12:22 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-23 12:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-24 06:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-24 12:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-24 06:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-24 06:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] eyegene.livejournal.com - Date: 2016-06-25 09:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-25 11:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] presnia-rus.livejournal.com - Date: 2016-06-21 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kiczune.livejournal.com - Date: 2016-06-21 03:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 10:45 am (UTC)
From: [identity profile] pusets.livejournal.com
А шо вы хочете? СССР был этакой полувоенной страной, где граждане рассматривались как солдаты. Кто-то уже был призван — на целину, на БАМ, на овощебазы, — кто-то пока болтался в запасе. И логично, что временное покидание страны приравнивалось в вылазке в лагерь врага, а выезд на ПМЖ, в полном соответствии с этой логикой, — предательство. Умственно одаренные и сейчас исповедуют эту религию, называя уехавших предателями.

Date: 2016-06-20 03:10 pm (UTC)
From: [identity profile] cucumber405.livejournal.com
Вот не поверил бы, если бы сам на себе не ощутил - многие знакомые стали гораздо хуже относится.
Совершенно непонятно, вероятно холопские гены.

(no subject)

From: [identity profile] pusets.livejournal.com - Date: 2016-06-20 03:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] cucumber405.livejournal.com - Date: 2016-06-20 03:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] alex koroviev (from livejournal.com)
да, хорошие времена были - народ заработанное тратил у себя в стране, по дальнему зарубежью носились только проверенные лица.
Но и по сути, кроме евреев - на свою новую родину, особо и не кто не рвался. Поэтому кому приспичило - и бюрократию проходили и деньги меняли и справки клянчили.
Единицы.

Date: 2016-06-20 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] sivantalex.livejournal.com
Хорошо было.
Сидел себе крестьянин на земле, пахал землю, сеял зерно.
Всегда был барин (феодал), который решал за него, как жить, как есть, как, когда и с кем сношаться.

Лепота.
Edited Date: 2016-06-20 11:25 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2016-06-20 11:45 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pashkovdv.livejournal.com - Date: 2016-06-20 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] artem vakhitov - Date: 2016-06-20 12:00 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] revliscap.livejournal.com
Это было так, потому что заграницей в голову могла проникнуть иная, принятой в СССР, идеология, а обучение людей очень важно для государства. Социализм был полностью искусственной ситемой, поэтому требовалось постоянное поддержание идеологии мышления граждан.

Интересно, а находились ли потом под наблюдением европейцы и американцы, посещавшие СССР, на своей родине, имеется в виду?

Date: 2016-06-20 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] nighttalker.livejournal.com
Например ли харви освальд

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2016-06-20 11:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] i-blackorange.livejournal.com - Date: 2016-06-20 11:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2016-06-20 11:34 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] i-blackorange.livejournal.com - Date: 2016-06-20 11:38 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tash-v.livejournal.com - Date: 2016-06-21 06:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] i-blackorange.livejournal.com - Date: 2016-06-21 06:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vse-uze-zanyato.livejournal.com - Date: 2016-06-20 12:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2016-06-21 06:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] o-goncho.livejournal.com - Date: 2016-06-20 08:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2016-06-21 06:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] o-goncho.livejournal.com - Date: 2016-06-21 03:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] revliscap.livejournal.com - Date: 2016-06-21 06:57 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] sivantalex.livejournal.com
Страшно это всё.
И вообще, ощущение нарастающей безысходности - всё усиливается и усиливается.
Edited Date: 2016-06-20 11:20 am (UTC)

Date: 2016-06-20 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] leon ark (from livejournal.com)
Возможно, в "Вашем 90-ом" отказ от гражданства и стоил 500 руб., но в нашем голодном 90-ом - 700 руб. с каждого совершеннолетнего члена семьи. Для простого советского гражданина сумма была существенной.
В отместку за это, я на глазах офицера-пограничника в Шереметьево за две минуты съел палку сухой колбасы, которую он не разрешал пронести в самолёт.

Date: 2016-06-20 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com
Когда в самолёты запретили вносить жидкости, бывали истории и с "флакон духов залпом" и "бутылку одеколона залпом".

(no subject)

From: [identity profile] leon ark - Date: 2016-06-20 05:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] creator-lv.livejournal.com - Date: 2016-06-20 06:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leon ark - Date: 2016-06-20 07:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nuladno.livejournal.com - Date: 2016-06-21 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leon ark - Date: 2016-06-21 10:33 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] samuilych.livejournal.com - Date: 2016-08-04 04:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leon ark - Date: 2016-08-04 05:11 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] old-oarsman.livejournal.com
Глядя на крысиную физиономию Яровой, не удивляешься таким её поступкам. Ну, а ежели послушать тот бред, который несёт с различных трибун и телеканалов эта подленькая лицемерка, то уши сами собой в трубочки сворачиваются. Кроме того, очень многое проясняется в плане никудышной борьбы с российской коррупцией, когда узнаешь, что именно эта гнусная ханжа возглавляет думский комитет по безопасности и борьбе с коррупцией.

Date: 2016-06-20 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] msk01.livejournal.com
Но неужели эта дура не понимает, что держать всех этих белоленточников в стране - себе дороже? Что пусть едут, наоборот, надо получателей вот таких "черных меток" спонсировать на выезд из страны в одном направлении. А если вспомнить слова Путина о том, что для страны-бензоколонки ему достаточно всего 15 миллионов граждан, а остальные - пошли вон, скорее сдохните - так это просто дело государственной важности - выгнать поскорее из страны как можно больше нелюбителей Царя и Отечества.

ЗЫ: Антон Борисыч, да отключите вы уже эту ебаную капчу! Тыщу лет уже никто не спамит в ЖЖ роботами, тыщу лет никто из тысячников этой капчей не пользуется, и тыщу же лет не работает сообщество notaspammer, которое якобы должно от этой капчи избавлять!

(no subject)

From: [identity profile] o-goncho.livejournal.com - Date: 2016-06-20 08:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] msk01.livejournal.com - Date: 2016-06-20 09:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 12:55 pm (UTC)
From: [identity profile] zema52.livejournal.com

Сегодня имущественный барьер держит не хуже, чем административный. Свалить из страны - ерунда, любой при желании, может границу нелегально перейти.
Проблема в том, как закрепиться на новой родине и найти себя. Нищеброды-русачки нигде не нужны. Только пройдя семь кругов ада, можно выгрызть себе зубами место под щедрым западным солнцем.
В советские годы хотя бы были еврейские организации, которые помогали бежавшим их Совка.

Date: 2016-06-20 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] caluromysiops.livejournal.com
Нищеброды и на родине не нужны.
А евреи и сейчас своим помогают.

(no subject)

From: [identity profile] zema52.livejournal.com - Date: 2016-06-21 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] caluromysiops.livejournal.com - Date: 2016-06-21 03:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mazdavorot.livejournal.com - Date: 2016-06-20 04:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zema52.livejournal.com - Date: 2016-06-21 07:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mazdavorot.livejournal.com - Date: 2016-06-21 08:22 am (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] savushkina55.livejournal.com
В СССР лучше было. Попасть на запад сложнее конечно, но уж если удалось - тебе сразу убежище предоставляли и всякие ништяки, а сейчас хуев тележку, хорошо если вообще не депортируют назад в Мордор.

Date: 2016-06-20 03:11 pm (UTC)
From: [identity profile] revitara.livejournal.com
А почему должны вдруг депортировать тех, кто законно приехал и соблюдает правила новой страны? Я о таких случаях не слышала.

(no subject)

From: [identity profile] mazdavorot.livejournal.com - Date: 2016-06-20 04:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zema52.livejournal.com - Date: 2016-06-20 06:03 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savushkina55.livejournal.com - Date: 2016-06-21 07:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zema52.livejournal.com - Date: 2016-06-20 06:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Ретвит Навального - Date: 2016-06-21 01:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savushkina55.livejournal.com - Date: 2016-06-21 07:14 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zema52.livejournal.com - Date: 2016-06-21 08:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savushkina55.livejournal.com - Date: 2016-06-21 08:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zema52.livejournal.com - Date: 2016-06-21 08:57 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

Date: 2016-06-20 01:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dmpogo.livejournal.com
В общем, практически да

(no subject)

From: [identity profile] gaz-v-pol.livejournal.com - Date: 2016-06-20 02:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] docent-vvp.livejournal.com - Date: 2016-06-20 06:41 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] ftqkatel.livejournal.com
мне всё таки кажется, что все эти припоны имеют смысле если смотреть категории "big data", определённый процент людей не хотел загоняться со всеми этими бумагами и отказывался — а в масштабах страны, такое колличество людей может быть достаточно существенным

Date: 2016-06-20 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] yorgan.livejournal.com
Моя неграмотная прапрабабка ездила к сыну в Берлин в 1925-м, который уехал с семьей жены в 1918-м. А его сын смог посетить Москву только в 1974-м. Был под таким впечатлением, что периодически присылал продуктовые посылки вплоть до середины 90-х, хотя органы настаивали отказываться от капиталистических щедрот.

Date: 2016-06-20 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] rodevlag.livejournal.com
Может такое быть, что загранпаспорта вообще на руки не выдавали или ездили по внутреннему паспорту?
В 1989 ездила в Чехословакию и что я делала паспорт не помню, вообще.
Может с памятью уже плоховато стало))

Date: 2016-06-20 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] jazzdobrasil.livejournal.com
Было и такое. Делался вкладыш в обычный паспорт на который и ставились въездные-выездные штампы.

(no subject)

From: [identity profile] rodevlag.livejournal.com - Date: 2016-06-21 05:46 am (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 02:45 pm (UTC)
From: [identity profile] funktionieren.livejournal.com
Отличный пост, спасибо.
А всякие разные люди, которые хотят чтоб другим не было лучше, чем им, активно поддерживают запреты выезда. Даже в Москве загранпаспорта меньше чем у половины населения.

Date: 2016-06-20 02:51 pm (UTC)
From: [identity profile] mcleod1564.livejournal.com
"От руки в ОВИРе выписывался паспорт, годный только для поездок по соцлагерю — Болгария, Венгрия, ГДР, ПНР, Румыния, ЧССР. Для посещения всех этих стран советскому танкистучеловеку их въездная виза не требовалась"
Фигня.
Во все перечисленные страны ездили по внутреннему паспорту

Date: 2016-06-20 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] indraputra.livejournal.com
слушайте, ну Носик же даже картинки предъявил со штампом ЧССР. Не знаю, может, в 89-м действительно что-то поменялось, но до того в Болгарию нужен был з/п.

(no subject)

From: [identity profile] 11inches.livejournal.com - Date: 2016-07-07 09:09 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] geish-a.livejournal.com
А вот и нет. Я ездила в Венгрию в 1989-м году. Для выезда нужен был т.н. "вкладыш" (отдельно вставляющаяся бумажка) с разрешением на выезд. То есть та же самая выездная виза по сути.

Date: 2016-06-20 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] mazdavorot.livejournal.com
Какую страну просрали! Не выпускали, чтобы не разбежались!

Date: 2016-06-20 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] indraputra.livejournal.com
А еще был волшебный опыт общения с пограничником в Бресте (если на поезде). Этот двухминутный сеанс глаза-в-глаза... Бррр. И автоматчики повсюду.

(капча реально задолбала, особенно в этом ее идиотском проявлении)

Date: 2016-06-20 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] 77landa.livejournal.com
Мне первый паспорт сделали в 89м году по блату-через райком комсомола.
Он был уже какого-то другого образца:на страницах для выездных виз пустые графы были напечатана в типографии. Сама виза была заполнены от руки:Польша, дата выезда и в графе цель поездки стоял штампик "туризм".

Date: 2016-06-20 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] quelopario.livejournal.com

Для частных поездок меняли 7 рублей в день, а не сколько-то там в год. В 89м или 90м ограничили сумму в 200 руб, а потом ввели коммерческий курс, который был все равно выгоднее черного.

Date: 2016-06-20 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] Антон Пирогов (from livejournal.com)
По теме .. из литературного источника .

Да, чувствовалось, что чету Арутюнянов социализм достал и строить то самое светлое будущее они не собирались. Скорее наоборот… А ведь как все славно начиналось-то. Полина, врач первой категории, старалась на улице Саньяго-де-Куба, супруг ее, Рубен Арутюнян, был на переднем крае науки. Работал он в минобороновской конторе, усиленно соображал, как сделать плохо потенциальному противнику, пока его родная сестра Ася не собралась отчалить за кордон. Естественно, со всем семейством, с мужем, детьми, родителями и дальними родственниками. А надо сказать, что Рубен Ашотович, что Ася происходили из армян, имевших когда-то неосторожность приехать под сень библейского Арарата аж из Индии, из-под Бомбея, потянула их нелегкая на родину предков. Это были, мягко говоря, совсем не бедные люди.
Во втором поколении они все-таки поняли, что в условиях развивающегося социализма долго им не протянуть. Ладно. Из страны, где так вольно дышит человек, их с грехом пополам согласились выпустить, но как вывезти сотни тысяч знаков с бородатым фейсом дяди Франклина? Тем паче что «компания глубокого бурения» была прекрасно информирована, что валюта есть, и с вожделением ждала, когда же ее повезут через границу, — иначе доллары было, естественно, не найти. Выход нашел Рубен Ашотович, хоть и лысая, но светлая голова.
— Эти деньги нужно сжечь, — вынес он свой вердикт на семейном совете.
— Вай, вай, вай, вай!
Кому-то из армян стало плохо, кто-то выхватил булатный кинжал, однако, по здравому размышлению, страсти поутихли. Деньги, сотни тысяч долларов, были безжалостно сожжены, правда, не просто так, а при свидетелях из американского посольства. Национальный банк США был менее всего заинтересован, чтобы немалая сумма в твердой конвертируемой валюте досталась бы ни за что ни про что СССР. Так что все доллары были тщательно сфотографированы, номера их и серии переписаны, после чего их и сожгли, ярким пламенем, без сожаления и истерик. И армяне благополучно улетели за кордон. Напрасно чекисты сажали их на гинекологические кресла, заглядывая во все мыслимые и немыслимые отверстия. Ничего особо привлекательного они не углядели. Сплошная жопа. А в США сожженные билеты отпечатали заново, в точности воспроизведя их серии и номера.
Понятно, что после всего этого у КГБ вырос большой острый клык на семейство Арутюнянов.

Date: 2016-06-20 07:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mneochenhrenovo.livejournal.com
хуйню пишешь, воспроизводить номера не надо, просто печатают новые, так как денежную массу это не увеличивает, это процедура аналогичная изъятию ветхих купюр

(no subject)

From: [identity profile] Антон Пирогов - Date: 2016-06-20 07:55 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-06-20 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] mephistus.livejournal.com
> Дихотомия «чернила vs машинопись» в советских загранпаспортах — не исключение.

Че-то аффтар запизделся.
Мамкин загранпаспорт для выезда на ПМЖ в Израшку, куда я был пиздюком вписан и вклеен, выписан от руки онли в 91-м году, включая даже данные в иммиграционной визе.

Date: 2016-06-20 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] solokso.livejournal.com
А паспорта дублированы на французский язык, а не на английский

Date: 2016-06-20 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] saiserfer1.livejournal.com
чекисты твари тупые

Date: 2016-06-21 12:47 am (UTC)
From: [identity profile] kgb-seal.livejournal.com
Зря были такие сложности. Наоборот, надо было всячески облегчить процедуру выезда. А наказание за антисоветскую деятельность максимально ужесточить (не нравится в СССР - вали кулем, а останешься дома и отважишься вредить - вышак ).
Без ореола "мучеников" они бы там нафиг были никому не нужны, штаты "Посева" и "радиоголосов" не резиновые, на всех не хватит.
И пускать "блудных сыновей" обратно нужно было с большим разбором.
В глушении "голосов" тоже не было особой необходимости, скорее наоборот. Когда нет образа "запретного плода" над ними просто смеялись бы - "ну тупыыые! какую ахинею про нас несут!"

Date: 2016-06-21 08:24 am (UTC)
From: [identity profile] mazdavorot.livejournal.com
Тогда остались бы только депутаты и менты.

(no subject)

From: [identity profile] kgb-seal.livejournal.com - Date: 2016-06-21 02:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] one111.livejournal.com - Date: 2016-06-21 12:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kgb-seal.livejournal.com - Date: 2016-06-21 02:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Виктор Нестеров - Date: 2017-01-10 02:21 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 16th, 2026 06:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios