dolboed: (potter)
[personal profile] dolboed
В Москве в эти дни уничтожают здание школы, которую я в 1983 году закончил.
201-й школы имени Зои и Александра Космодемьянских на Войковской.
Школа №201 до разрушения. Фото: pastvu.com
Здание этой школы — архитектурный памятник федерального значения, одной эпохи с Домом Наркомфина...

В 1935 году школа приняла первых учениц. В их числе были Зоя Космодемьянская и моя будущая классная руководительница Зинаида Николаевна Кулакова. Зою Космодемьянскую в ноябре 1941 года повесили немцы в деревне Петрищево, а Зинаида Николаевна, закончив МГУ, в 1945 году вернулась в 201-ю школу учителем литературы, и проработала там 56 лет... В 2001 году здание 201-й школы заколотили (поставив будто бы на реконструкцию — но на самом деле, просто забросили), а учеников перевели в новую коробку по типовому проекту. В 2002-м Зинаида Николаевна умерла. С 2010 года в заколоченном здании 201-й школы начались пожары, уничтожившие внутренние помещения на верхних этажах. А спустя ещё 4 года пришли «реконструкторы», чтобы дорушить всё не успевшее выгореть. Стены, простоявшие без малого 80 лет, сносятся в считанные дни: ломать, как известно, — не строить.

Не хочется даже писать о том, как это уныло и грустно. Всё-таки я уже свыкся с мыслью, что, в отличие от эпох, оставивших нам в наследство великие памятники зодчества, наш век войдёт в историю как время, когда те памятники в основном уничтожались. И не только в Белокаменной столице: писал же Бродский об архитектурной сволочи из той жуткой послевоенной секты, которая испортила очертания Европы сильнее всякого Люфтваффе. В центре Брюсселя, чтобы отгрохать 13-этажную подкову Еврокомиссии, бельгийские застройщики стёрли с лица земли женский монастырь Berlaymont XVII века. Французы в ту же пору угробили знаменитое Чрево Парижа — центральный рынок, простоявший там с XII века, а на Левом берегу, в самом центре Монпарнаса, воткнули 210-метровую стеклобетонную дуру в 59 этажей, предвосхитившую самые смелые замыслы будущих прожектёров Охта-центра. Даже в сердце Венеции (собственно, вдохновившей Бродского на рассуждение про Люфтваффе) нашлось несколько исторических площадей под застройку этим безликим ужасом...

Это, конечно, нисколько не оправдывает московских вандалов, уничтоживших мою школу. Просто они дети своего варварского времени, и иного я от них не жду.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Date: 2014-09-30 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] griffonzoo.livejournal.com
Антон Борисович, извините, но кроме лично ваших сентиментальных воспоминаний, есть ли у этого здания какая-либо особая историческая или архитектурная ценность, ставящая ее в одну линейку с перечисленными утратами?

Date: 2014-09-30 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] dmitriy polekhov (from livejournal.com)
То есть первое предложение поста вы не читали? Это там где про памятник федерального значения.

(no subject)

From: [identity profile] jason kite - Date: 2014-09-30 08:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dronetz.livejournal.com - Date: 2014-10-01 10:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexduk.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ulovka22.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com - Date: 2014-09-30 01:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com - Date: 2014-09-30 01:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mithrilian.livejournal.com - Date: 2014-09-30 02:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pferd-merde.livejournal.com - Date: 2014-09-30 03:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] propir.livejournal.com
Протягивал интернет в реконструируемой школе 37 года на чистых прудах. Очень хорошее здание, не понимаю, как можно такое сносить и чем типовые коробки лучше для детей.

Date: 2014-09-30 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] esquirem.livejournal.com
Антон, это убогое совковое говно. Можно сколько угодно рассказывать самому себе и всем окружающим сказки каким наследием это говно является, но факт остается фактом — это ужас, хоть и нетипичный, который уродует Москву. На его месте построят что-нибудь еще ужаснее, это другой вопрос, но приравнивать кирпичные творения совкового периода к архитектуре как-то уж совсем чересчур.

Date: 2014-09-30 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] alexduk.livejournal.com
Когда человек совсем не в теме, лучше придержать язык, чем чушь нести.

(no subject)

From: [identity profile] dronetz.livejournal.com - Date: 2014-10-01 10:58 am (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] alexduk.livejournal.com
Как бывший ученик этой школы, тоже с ужасом наблюдаю за тем, что твориться со зданием.
P.S. А штампик нашего сайта вы зря от фотки отрезали - проект некоммерческий и он там не для рекламы, а для привлечения людей неравнодушных к истории

Date: 2014-09-30 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
ща переверстаю, я его, честно говоря, не заметил.

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2014-09-30 09:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alexduk.livejournal.com - Date: 2014-09-30 09:29 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2014-09-30 09:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pferd-merde.livejournal.com - Date: 2014-09-30 03:25 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] shevgeniy.livejournal.com
В 2001 году здание 201-й школы заколотили (поставив будто бы на реконструкцию — но на самом деле, просто забросили)
--------------------
Если здание 13 лет простояло заброшенным, то вполне могло обветшать до опасного состояния. Да и самому зданию уже 80 лет. Плюс пожары были, конструкции могли еще сильнее попортиться. То, что на фото, не представляет никакой культурной ценности, на мой взгляд, обычная кирпичная коробка 30-х годов советской постройки, таких полным-полно по стране. Было бы зданию лет 200-250, еще можно было бы о культурной ценности говорить. Да и Зоя Комсодемьянская - не настолько великий и известный человек, чтобы ради памяти о ней бесконечно заботиться об обветшалом здании.

Антон, в вас сенитментальные чувства говорят, а не объективность. Может быть восстанавливать здание стоило бы дороже, чем снести и построить новое.

Date: 2014-09-30 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Антон, в вас сенитментальные чувства говорят, а не объективность

Во мне говорит знание фактов. Вы не видели ни этой школы, ни проекта, ни интерьеров.
Вы не читали заключений экспертов в области архитектуры, включивших здание в список объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с законом 73-ФЗ.

Вы просто видите прямоугольные формы и говорите «коробка».
То есть Вы даже никогда не задумывались, что за единичными исключениями все дома на свете — прямоугольные.

А школа — это, знаете ли, не декорация для улицы. Это функциональное здание. И как раз конструктивизм очень большое значение отводил вопросам именно функционала: насколько внутренние особенности здания, его планировка, высота этажей, размеры окон, отвечают задачам.

Я живу в Доме Наркомфина. Понимаю, что Вам это название ничего не говорит, но его изучают во всех архитектурных академиях современного мира, посмотреть приезжают со всей Европы. И я должен Вам доложить, что продуманность функциональных решений для всех аспектов среды обитания или труда — это куда важней внешнего вида фасада. Эстетика которого, прямо сказать, не отсылает к Эрмитажу и Лувру.

(no subject)

From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:55 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] isinda-bubuev.livejournal.com - Date: 2014-09-30 11:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] oleg-kozyrev.livejournal.com - Date: 2014-09-30 12:54 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] nineospades.livejournal.com
Скоро и дом, в котором ты рос, снесут, диссидент проклятый, а землю солью засыплют, чтоб на этом месте не росло ничего!

Date: 2014-09-30 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] andeggs.livejournal.com
Можно подумать диссидент это что-то непрличное. Вот патриот -да.

(no subject)

From: [identity profile] nineospades.livejournal.com - Date: 2014-09-30 09:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andeggs.livejournal.com - Date: 2014-09-30 09:36 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] nineospades.livejournal.com - Date: 2014-09-30 09:40 am (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] sinchro.livejournal.com
"Школа построена из шлакоблоков, срок службы которых ок. 50 лет, т.ч. здание простояло уже в 1,5 разадольше, чем планировалось; 2.В школе было несколько пожаров- тут было царство бомжей и маргиналов; 3.Перекрытия были деревянными, обрушения были громадными; 4.Здание едва стояло, потолки падали периодически, спортзал закрыли, а потом и снесли - еще при социализме. Вывод:спасать там было уже нечего, я сам видел трещины по фасаду на третьем этаже, и это ДО начала реконструкции. СВОИХ детей я туда бы не отвел, если бы сохраняли старую."

Из коментариев...

Date: 2014-09-30 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] andeggs.livejournal.com
Попобывали бы они снести,еслип там учился вован хуилов.

Date: 2014-09-30 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
С французским у меня плохо - но вспоминается, что les Halles заменил чугунный барак XIX века. А вот основным "бомбистом" в Париже был барон Осман.

Date: 2014-09-30 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Совершенно верно.
Прямо по моей ссылке на французскую википедию можно видеть, как выглядел тот самый барак.

Но просто есть некоторая разница между Tour Eiffel и Tour Monparnasse, Вы не находите?
Современники, конечно, ругали обе. Но Париж без Tour Eiffel через 40 лет после её постройки был уже не представим, как не представим без османовских бульваров.

А снесите Tour Monparnasse — кто огорчится?

(no subject)

From: [identity profile] buddha239.livejournal.com - Date: 2014-09-30 10:23 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2014-09-30 11:04 am (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] seva.livejournal.com
Да, жалко. Хотя особой любви я, мягко говоря, к ней не испытывал, но все равно жалко.

Date: 2014-09-30 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] jmyshanya.livejournal.com
меня поразило, что посреди монте-карло впендюрили (еще достраивают) небоскреб. думал, только у нас такое возможно.

Date: 2014-09-30 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Так это ж в Мон-Тыкарле ни разу не первый небоскрёб, там высоток достаточно много.
Весь стиль Мон-Тыкарлы (благо это полностью новый город, без архитектурной истории) — это городить новое рядом со старым. Гляньте от Vista, чересполосица сплошная.

Вот на Скале фиг чего такое построят.

Date: 2014-09-30 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com
Хуясе!
Мы в одной школе учились, у Зинаиды Николаевны, в литературном классе.
Известная была школа своими диссидентскими традициями, Кулаковой, собственно, и синим бархатным альбомчиком.

Date: 2014-09-30 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] keccak.livejournal.com
Это только начало

Date: 2014-09-30 10:33 am (UTC)
From: [identity profile] quive.livejournal.com
И что теперь старые здания ваще не сносить? А где новые строить тогда?

Date: 2014-09-30 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] jmyshanya.livejournal.com

а "новая москва" вам на что?

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2014-09-30 11:08 am (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] aglaya109.livejournal.com
антон борисович, я не буду касаться варварства реконструкторов, но старое здание 201-й - это пороховая бочка, вечная головная боль родителей. потому как побегать по школе - это же своего рода героизм 9-12-летних пацанов.
новая типовая коробка сейчас выглядит куда привлекательнее старого памятника архитектуры. которым никто не занимается, а только бесконечно разговаривают о необходимости реконструкции.
договорились...
финансировать восстановление старого здания так никто и не стал.
ну, хоть родителям активных мальчишек будет поспокойнее.

Date: 2014-09-30 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
То есть Вы хотите сказать, что покуда школу не снесли, дети туда залезали и резвились внутри?

Или в те годы, когда дети ещё учились в старом здании, оно представляло для них угрозу?

(no subject)

From: [identity profile] aglaya109.livejournal.com - Date: 2014-09-30 11:16 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] suvoroff.livejournal.com - Date: 2014-10-02 01:07 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] kurjos.livejournal.com
И я закончил эту школу. Только гораздо раньше. При нас был капитальный ремонт с " отселением". Не знаю, правда это или нет, но тогда по школе ходила такая байка, мол у директора в сейфе лежит письмо за подписью Сталина, чтобы это школа существовала вечно. Это может и красивая легенда, но точно то, что тогда на ремонт ушло такое количество денег, на которое можно было построить 3( три) новых типовых
(deleted comment)

Date: 2014-09-30 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] goodson.livejournal.com
Вздор, уважаемый. В Москве достаточно старых районов с прекрасными зданиями, и старых особняков, возведенных теми же архитекторами, которые строили в Питере. При Лужкове начался массовый снос. Сносили все, и негодные дома, и дома федерального значения - например, усадьбу генерала Талызина, - на углу Черкасской и Никольской, усадьбу Волконских на Тверском бульваре, с парком и прудом, музей Деревянного Зодчества г. Москвы, район Зарядье - вся жилая часть подчистую снесена..да о чем тут говорить, варварская эпоха, этим все сказано. Стекляшки не имеют никакой архитектурной ценности ни для элит, ни для толпы. Наглость девелоперов по пристраиванию своих денежек, и наносимый ими ущерб в исторических центрах городов мира, городов, переживших пожары, и ковровые бомбежки, сравнима разве что с нашествием инопланетян в каком-нибудь фантастическом романе. Я бы запретил девелоперский бизнес в исторических кварталах. Хочется строить? - вкладывайся в инфраструктуру, обустраивай окраины, благо там площадей под застройку неизмеримо больше, чем в центре. Школу на Войковской, которая рядом с ментурой, знаю. Здание на вид приятное, не худший образец совковой архитектуры. Пожары там устроены были намеренно, как в Манеже, как и у нас на Садовом в старых особнячках, где теперь громоздят Смоленский пассаж -2.

(no subject)

From: [identity profile] eine_zwecke - Date: 2014-09-30 09:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dronetz.livejournal.com - Date: 2014-10-01 11:02 am (UTC) - Expand

Date: 2014-09-30 12:35 pm (UTC)
From: [identity profile] mashaaaa.livejournal.com
Шла там сегодня, зацепила краем глаза какую-то движуху, но не задумалась. А оказывается, это снос. Грустно. Я все мечтала, что рано или поздно оснащусь чем-нибудь альпинистским и залезу через окно побродить по этому заброшенному зданию.

Date: 2014-09-30 12:54 pm (UTC)
From: [identity profile] oleg-kozyrev.livejournal.com
красивая школа была даже внешне в заброшенном виде

кстати, там ведь и Женя Чирикова усилась

Date: 2014-09-30 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] leon ark (from livejournal.com)
Раз уж Вы упомянули Бродского, поверьте мне, как человеку, отдавший сохранению памятников старины большую часть своей жизни:
"Когда-нибудь, когда не станет нас,
точнее - после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснется..."

Или:
"Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный..."

Или снова "из Люфтваффе":
"Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик." (Там дальше ещё что-то про вату...)
Edited Date: 2014-09-30 07:57 pm (UTC)

Date: 2014-09-30 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] al-silonov.livejournal.com
Да, примерно вот так там сейчас Image

Date: 2014-09-30 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] schorsanna.livejournal.com
Очень жалко, я ведь тоже там училась. Так и не удосужились отремонтировать.

Date: 2014-09-30 03:05 pm (UTC)
From: [identity profile] befree220513.livejournal.com
это здание не представляет архитектурного интереса... Хотя, если бы сносилась моя школа, мне бы тоже было печально.

Date: 2014-09-30 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] eine_zwecke (from livejournal.com)
а мне, пожалуй, что и всё равно было бы.
хотя "подремонтированную" музыкалку было жаль. была отделка природным камнем и вход из цельных стёкол (двери и смежные стены), стало что-то похожее не то на стоматологию, не то ещё на что, типичное рассыпанное по всему городу. а было нетипичное здание тёмно-красного с серым цвета (больше ничего похожего по городу не помню).
у вуза, кст, кажется, тоже стеклянные стены/вход похерачили. заложив и оставив окошечки.
Edited Date: 2014-09-30 09:19 pm (UTC)

Date: 2014-09-30 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] pferd-merde.livejournal.com
совки, хватит ныть по своим школам.

Date: 2014-09-30 05:39 pm (UTC)
From: [identity profile] liana-lll.livejournal.com
А зачем немцы повесили Зою?

Date: 2014-09-30 07:00 pm (UTC)
From: [identity profile] leon ark (from livejournal.com)
за квартиру.

капча: i'm blushing. С ума сойти.

(no subject)

From: [identity profile] liana-lll.livejournal.com - Date: 2014-09-30 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] leon ark - Date: 2014-09-30 07:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2014-10-01 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] miggerrtis.livejournal.com
Может такая школа симпатишнее, чем здание a' la трупохранилище Ильича?
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 16th, 2026 10:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios