dolboed: (potter)
[personal profile] dolboed
В Москве в эти дни уничтожают здание школы, которую я в 1983 году закончил.
201-й школы имени Зои и Александра Космодемьянских на Войковской.
Школа №201 до разрушения. Фото: pastvu.com
Здание этой школы — архитектурный памятник федерального значения, одной эпохи с Домом Наркомфина...

В 1935 году школа приняла первых учениц. В их числе были Зоя Космодемьянская и моя будущая классная руководительница Зинаида Николаевна Кулакова. Зою Космодемьянскую в ноябре 1941 года повесили немцы в деревне Петрищево, а Зинаида Николаевна, закончив МГУ, в 1945 году вернулась в 201-ю школу учителем литературы, и проработала там 56 лет... В 2001 году здание 201-й школы заколотили (поставив будто бы на реконструкцию — но на самом деле, просто забросили), а учеников перевели в новую коробку по типовому проекту. В 2002-м Зинаида Николаевна умерла. С 2010 года в заколоченном здании 201-й школы начались пожары, уничтожившие внутренние помещения на верхних этажах. А спустя ещё 4 года пришли «реконструкторы», чтобы дорушить всё не успевшее выгореть. Стены, простоявшие без малого 80 лет, сносятся в считанные дни: ломать, как известно, — не строить.

Не хочется даже писать о том, как это уныло и грустно. Всё-таки я уже свыкся с мыслью, что, в отличие от эпох, оставивших нам в наследство великие памятники зодчества, наш век войдёт в историю как время, когда те памятники в основном уничтожались. И не только в Белокаменной столице: писал же Бродский об архитектурной сволочи из той жуткой послевоенной секты, которая испортила очертания Европы сильнее всякого Люфтваффе. В центре Брюсселя, чтобы отгрохать 13-этажную подкову Еврокомиссии, бельгийские застройщики стёрли с лица земли женский монастырь Berlaymont XVII века. Французы в ту же пору угробили знаменитое Чрево Парижа — центральный рынок, простоявший там с XII века, а на Левом берегу, в самом центре Монпарнаса, воткнули 210-метровую стеклобетонную дуру в 59 этажей, предвосхитившую самые смелые замыслы будущих прожектёров Охта-центра. Даже в сердце Венеции (собственно, вдохновившей Бродского на рассуждение про Люфтваффе) нашлось несколько исторических площадей под застройку этим безликим ужасом...

Это, конечно, нисколько не оправдывает московских вандалов, уничтоживших мою школу. Просто они дети своего варварского времени, и иного я от них не жду.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2014-09-30 08:32 am (UTC)
From: [identity profile] griffonzoo.livejournal.com
Антон Борисович, извините, но кроме лично ваших сентиментальных воспоминаний, есть ли у этого здания какая-либо особая историческая или архитектурная ценность, ставящая ее в одну линейку с перечисленными утратами?

Date: 2014-09-30 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] propir.livejournal.com
Протягивал интернет в реконструируемой школе 37 года на чистых прудах. Очень хорошее здание, не понимаю, как можно такое сносить и чем типовые коробки лучше для детей.

Date: 2014-09-30 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] esquirem.livejournal.com
Антон, это убогое совковое говно. Можно сколько угодно рассказывать самому себе и всем окружающим сказки каким наследием это говно является, но факт остается фактом — это ужас, хоть и нетипичный, который уродует Москву. На его месте построят что-нибудь еще ужаснее, это другой вопрос, но приравнивать кирпичные творения совкового периода к архитектуре как-то уж совсем чересчур.

Date: 2014-09-30 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] dmitriy polekhov (from livejournal.com)
То есть первое предложение поста вы не читали? Это там где про памятник федерального значения.

Date: 2014-09-30 08:51 am (UTC)
From: [identity profile] alexduk.livejournal.com
Как бывший ученик этой школы, тоже с ужасом наблюдаю за тем, что твориться со зданием.
P.S. А штампик нашего сайта вы зря от фотки отрезали - проект некоммерческий и он там не для рекламы, а для привлечения людей неравнодушных к истории

Date: 2014-09-30 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] alexduk.livejournal.com
Когда человек совсем не в теме, лучше придержать язык, чем чушь нести.

Date: 2014-09-30 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] jason kite (from livejournal.com)
Согласен. По-моему уродливая советская коробка какая-то.

Date: 2014-09-30 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] shevgeniy.livejournal.com
В 2001 году здание 201-й школы заколотили (поставив будто бы на реконструкцию — но на самом деле, просто забросили)
--------------------
Если здание 13 лет простояло заброшенным, то вполне могло обветшать до опасного состояния. Да и самому зданию уже 80 лет. Плюс пожары были, конструкции могли еще сильнее попортиться. То, что на фото, не представляет никакой культурной ценности, на мой взгляд, обычная кирпичная коробка 30-х годов советской постройки, таких полным-полно по стране. Было бы зданию лет 200-250, еще можно было бы о культурной ценности говорить. Да и Зоя Комсодемьянская - не настолько великий и известный человек, чтобы ради памяти о ней бесконечно заботиться об обветшалом здании.

Антон, в вас сенитментальные чувства говорят, а не объективность. Может быть восстанавливать здание стоило бы дороже, чем снести и построить новое.

Date: 2014-09-30 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] nineospades.livejournal.com
Скоро и дом, в котором ты рос, снесут, диссидент проклятый, а землю солью засыплют, чтоб на этом месте не росло ничего!

Date: 2014-09-30 09:07 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
ща переверстаю, я его, честно говоря, не заметил.

Date: 2014-09-30 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Переверстал, вставил штампик.
Но в Яндекс.Фотках есть версия 2010 года, и она без штампика:
http://fotki.yandex.ru/next/users/closed/album/37141/fullscreen/271302

Date: 2014-09-30 09:23 am (UTC)
From: [identity profile] sinchro.livejournal.com
"Школа построена из шлакоблоков, срок службы которых ок. 50 лет, т.ч. здание простояло уже в 1,5 разадольше, чем планировалось; 2.В школе было несколько пожаров- тут было царство бомжей и маргиналов; 3.Перекрытия были деревянными, обрушения были громадными; 4.Здание едва стояло, потолки падали периодически, спортзал закрыли, а потом и снесли - еще при социализме. Вывод:спасать там было уже нечего, я сам видел трещины по фасаду на третьем этаже, и это ДО начала реконструкции. СВОИХ детей я туда бы не отвел, если бы сохраняли старую."

Из коментариев...

Date: 2014-09-30 09:25 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Антон, в вас сенитментальные чувства говорят, а не объективность

Во мне говорит знание фактов. Вы не видели ни этой школы, ни проекта, ни интерьеров.
Вы не читали заключений экспертов в области архитектуры, включивших здание в список объектов культурного наследия федерального значения в соответствии с законом 73-ФЗ.

Вы просто видите прямоугольные формы и говорите «коробка».
То есть Вы даже никогда не задумывались, что за единичными исключениями все дома на свете — прямоугольные.

А школа — это, знаете ли, не декорация для улицы. Это функциональное здание. И как раз конструктивизм очень большое значение отводил вопросам именно функционала: насколько внутренние особенности здания, его планировка, высота этажей, размеры окон, отвечают задачам.

Я живу в Доме Наркомфина. Понимаю, что Вам это название ничего не говорит, но его изучают во всех архитектурных академиях современного мира, посмотреть приезжают со всей Европы. И я должен Вам доложить, что продуманность функциональных решений для всех аспектов среды обитания или труда — это куда важней внешнего вида фасада. Эстетика которого, прямо сказать, не отсылает к Эрмитажу и Лувру.

Date: 2014-09-30 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] andeggs.livejournal.com
Можно подумать диссидент это что-то непрличное. Вот патриот -да.

Date: 2014-09-30 09:28 am (UTC)
From: [identity profile] andeggs.livejournal.com
Попобывали бы они снести,еслип там учился вован хуилов.

Date: 2014-09-30 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] alexduk.livejournal.com
Глупо спорить с человеком, который если мне не изменяет память, выигрывал чемпионат Яндекса по поиску в интернете :) Мое замечание основывалось исключительно на том, что низ фотки был обрезан :) из чего я и сделал вывод о ее происхождении. Разумеется никаких прав на это фото мы не имеем и вы можете ее публиковать как угодно.

Date: 2014-09-30 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] nineospades.livejournal.com
И твою школу с землей сравняют, нечистивец госдеповский!

Date: 2014-09-30 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] buddha239.livejournal.com
С французским у меня плохо - но вспоминается, что les Halles заменил чугунный барак XIX века. А вот основным "бомбистом" в Париже был барон Осман.

Date: 2014-09-30 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] andeggs.livejournal.com
Да и хрен с ней.расслабь булки'поцреот.

Date: 2014-09-30 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] seva.livejournal.com
Да, жалко. Хотя особой любви я, мягко говоря, к ней не испытывал, но все равно жалко.

Date: 2014-09-30 09:40 am (UTC)
From: [identity profile] nineospades.livejournal.com
да правильно, в общем-то. Ничему хорошему в этих ваших безбожных школах все равно не учили. Снести и построить на их местах медресе!

Date: 2014-09-30 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] jmyshanya.livejournal.com
меня поразило, что посреди монте-карло впендюрили (еще достраивают) небоскреб. думал, только у нас такое возможно.

Date: 2014-09-30 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Низ фотки был отрезан по той же причине, по которой и размер её был изменён.

В этом ЖЖ максимальная ширина любой фотки нынче 900 пикс, соответственно при выборе между crop и resize обрезан был асфальт с пешеходным переходом, чтобы побольше самого здания влезло.

Date: 2014-09-30 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Совершенно верно.
Прямо по моей ссылке на французскую википедию можно видеть, как выглядел тот самый барак.

Но просто есть некоторая разница между Tour Eiffel и Tour Monparnasse, Вы не находите?
Современники, конечно, ругали обе. Но Париж без Tour Eiffel через 40 лет после её постройки был уже не представим, как не представим без османовских бульваров.

А снесите Tour Monparnasse — кто огорчится?

Date: 2014-09-30 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com
Да, есть.
Это конструктивизм и это экспериментальный материал - шлако-пылеблоки из отходов завода им. Войкова.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 17th, 2026 04:42 am
Powered by Dreamwidth Studios