dolboed: (0marcius)
[personal profile] dolboed
Одна из самых чудовищных глупостей марксизма (не только в его "извращённой" последователями версии, но и в первоисточниках, начиная с пресловутого «Манифеста») — учение о классовой борьбе как основном содержании исторического процесса.

Это учение оставалось в высшей степени востребованным на протяжении всего XX столетия по одной простой причине. Химера классовой борьбы — чрезвыйчайно удобный инструмент для любого автократического режима, позволяющий оправдать угнетение, преследование и ограбление любых меньшинств на радость большинству. В прежние эпохи для тех же самых нужд использовались расовые конфликты и религиозные разногласия, но после Второй мировой по этому поводу в цивилизованном мире случились некоторые подвижки. По сути дела, рассуждения о классовой борьбе на сегодняшний день осталась единственной легальной формой ксенофобской пропаганды в развитых странах.

Стоит на одну минуту вдуматься в само понятие "классовой борьбы", как станет ясно, что эта глупейшая придумка ни на что другое и не годится, кроме стравливания между собой различных групп населения (вернее, натравливания наименее образованной части общества на условных "богатых"). Весь секрет популярности покойного Чавеса состоял в том, что он умел порадовать нищих и необразованных жителей венесуэльских трущоб известиями о том, как власть прессует богатых и отбирает у них бизнесы. И в самом деле, порадовать бедняка известием о неприятностях у богача — много проще, чем дать этому самому бедняку надежду на улучшение его собственной участи.

Но если мы попробуем применить демагогию "классовой борьбы" к реальной общественно-экономической жизни, то сделать это будет чрезвычайно затруднительно. Потому что само по себе деление людей по отношению к собственности на средства производства — ничуть не более осмысленное упрощение, чем поделить всех граждан на антагонистические группы по цвету пуговиц или шнурков на ботинках. В реальности один и тот же человек в современном обществе может спокойно оказываться в разное время суток по разные стороны этой фиктивной баррикады. Наёмный работник парикмахерской — очевидно, пролетарий, чьи экономические интересы обязаны идти вразрез с интересами его салона. Если салону необходимо, чтобы клиенты оставались довольны и приходили ещё — значит, парикмахеру должно быть выгодно, чтобы они зарекались прийти сюда в другой раз. А в выходной день тот же самый парикмахер стрижёт на дому, и тут уже он — буржуй, собственник своих ножниц и фена. А если он после домашних стрижек вызвал домработницу для уборки, то она, как эксплуатируемый классовый антагонист, должна быть заинтересована в том, чтобы он поменьше зарабатывал, принимая клиентов на дому. Зато в будние дни, когда этот парикмахер трудится на буржуя-эксплуататора в салоне, домработница должна быть с ним классово солидарна, и желать ему заработать побольше, трудясь поменьше...

И уж совсем страшно себе представить, как могла бы выглядеть жизнь в компании «Яндекс», если бы идиотская химера классовой борьбы когда-нибудь материализовалась в действительности. В «Яндексе», как мы помним, трудятся несколько тысяч человек. При этом у одних сотрудников есть акции компании, у других — опционы, у третьих — ни того, ни другого. Первые, очевидно, капиталистические эксплуататоры, последние — угнетённый ими пролетариат, а среднюю категорию даже не понятно, куда отнести. При этом «Яндекс» торгуется на NASDAQ, то есть собственником его акций может стать любой желающий, в любое время дня и ночи. Так что любой угнетённый пролетарий на деньги, полученные от угнетателя, может сам им стать. А любой угнетатель, надумав, скажем, прикупить себе квартиру, машину или какую-то другую дорогостоящую собственность, пойдёт и продаст свои акции. При этом он, по логике классовой борьбы, сам превратится при этом в угнетаемого.

Сколько я ни пытаюсь представить себе такого сферического пролетария в вакууме, у которого с каждой покупкой или продажей акций сразу меняется мировоззрение и отношение к диктатуре пролетариата, воображение моё буксует. Может, где-то на свете и впрямь существуют такие гоблины, у которых вся система ценностей и взглядов в любое время определяется исключительно тем, покупает он в данную минуту, или продаёт. Но, к счастью, на жизненном пути мне такие уроды не попадались, поэтому я затрудняюсь поверить, что весь ход мировой истории определялся исключительно ущербностью их сознания.
Page 1 of 13 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] >>

Date: 2013-05-01 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] beegg.livejournal.com
А какая идеология нужна социуму? Религии уже не осталось. Что нас объеденит ?

Date: 2013-05-01 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] 4bettercellserv.livejournal.com
А вот зря вы, А.Б.!

Вот я, например - категорически против всяческих буржуев, и желаю им мучительной смерти. Хотя к бедным меня отнести, хм, трудно.
Однако, если доведется самому обзавестись десятком миллиончиков не-рублей - тут же поменяю свои убеждения на 180 градусов. Ибо бытие определяет сознание.

Date: 2013-05-01 01:00 pm (UTC)
From: [identity profile] klestt.livejournal.com
не осилил.
потому что стихи, видимо.

Date: 2013-05-01 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] yalexey.livejournal.com
Да. Всё так. концепция классовой борьбы - тупой фокус для выноса агрессии за пределы группы.

Date: 2013-05-01 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] allbeam.livejournal.com
Мещанское мышление и желание хорошо и достойно жить. Причем, не важно где.

Date: 2013-05-01 01:06 pm (UTC)
From: [identity profile] tw2fan.livejournal.com
Демократию придумали олигархи, чтобы у быдлонищих складывалось впечатление свободы выбора. Классы при капитализме будут всегда, как и социальное неравенство. Все эти "умный и предприимчивый, поэтому имеет много денег" можно смело засунуть пропагандистам капитализма в одно место, потому что человек не может быть в миллионы раз умнее или предприимчивее других, как ни крути. Сказки это как раз у кучки банкиров, на которых на положении рабов вкалывает все население планеты. Маркс все правильно написал.

Date: 2013-05-01 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] allbeam.livejournal.com
Мне понравилось, правильно, всё по-полочкам разложил.
Мне удивительно, как люди могут жить обрывочными сведениями об экономике начале прошлого века, и тем более возносить их в идеологию и мировоззрение.

Date: 2013-05-01 01:08 pm (UTC)
From: [identity profile] slevshin.livejournal.com
Расскажите это жителям стран, где безработица перевалила за 25%.

Date: 2013-05-01 01:09 pm (UTC)
From: [identity profile] yalexey.livejournal.com
Так я тут и рассказываю. У нас 30% работоспособного населения не имеет официального дохода.
Edited Date: 2013-05-01 01:11 pm (UTC)

Date: 2013-05-01 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] cat-miaow.livejournal.com
Борьба невежества за справедливость (Жванецкий) - самый очевидный способ манипуляции народными массами. Поэтому ещё долго будет жив, независимо от ярлыка "классовая борьба" или "суверенная демократия" или т.п.

Date: 2013-05-01 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] slevshin.livejournal.com
У нас есть выбор, иметь официальный доход, или не иметь.

Date: 2013-05-01 01:18 pm (UTC)
From: [identity profile] yalexey.livejournal.com
Угу. Платить налоги с официального, или писать комментарии за неофициальный :о)

Date: 2013-05-01 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] paukoph.livejournal.com
Религия Креативного Класса, практически.

Date: 2013-05-01 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] lightbringer-96.livejournal.com
Если я предположу, что вы не читали Маркса, то не ошибусь?

Потому что у меня вопросов много.

Во-первых, пролетарий в чистом виде тот, кому нечего продавать на рынке, кроме своего труда. И нечем жить. "Первоначальное накопление капитала" поэтому и связано с отчуждением работника от средств производства. То есть, например, крестьянина от земли. Чтобы он не мог без работодателя прожить, а вынужден был гнуть на него спину. Именно так капиталист и получает свою большую власть над людьми. И некоторые даже искренне хвалятся, что дают, мол, другим жить, хотя на деле обирают.
Поэтому парикмахер из вашего примера, действительно, мелкий буржуа, потому что он может обойтись без работодателя - проживет и сам, есть чем. Жилье даже имеет, поди, еще и не съемное?

Вообще, сейчас мы живем в мире, где социализм уже много сделал для людей. Поэтому вы, наверное, даже представить себе не можете, что могли быть такие реально без средств к существованию люди, которых можно было уморить с голоду, просто выгнав с фабрики.

И вам, наверное, сложно даже представить, что и тогда были, и сейчас остались многие люди, кто реально уморит голодом сотни и тысячи людей ради прибыли.
Хотя, может, и не сложно?

И поэтому, когда заходит речь о деньгах, то нередко приходится обращаться к силе. И так как капиталист и голодом готов морить, и нанимать бандитов, то стараться объединиться и дать ему отпор.

Поэтому, к сожалению, классовая борьба это не сказка. Просто ее стараются скрыть и, приукрасив, выдать за что-то иное - по разным причинам.

Саботаж парикмахеров не имеет отношения к борьбе классов, если это не форма защиты своих прав. Если рабочий доволен своим положением, то работает добросовестно. Смысл классовой борьбы не в том, чтобы отравить корову у соседа (порадоваться бедам богатых - какое до них вообще дело, пока они не ущемляют нас?), а в банальном выживании, защите себя и своих близких
Edited Date: 2013-05-01 01:27 pm (UTC)

Date: 2013-05-01 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] slevshin.livejournal.com
"Одна из самых чудовищных глупостей марксизма (не только в его "извращённой" последователями версии, но и в первоисточниках, начиная с пресловутого «Манифеста») — учение о классовой борьбе как основном содержании исторического процесса."

Всякая теория имеет условия ее применения. Если условия меняются, теория перестает работать.
С 19-го века устарела не только теория классовой борьбы, но и сама модель капитализма, на которой базировалась эта теория.

Date: 2013-05-01 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] lightbringer-96.livejournal.com
Все осталось прежним. Просто капитализм, как и положено, меняется в сторону социализма. Но это еще очень долгий путь.

Сейчас в мире ежегодно производится продовольствия вдвое больше, чем нужно, чтобы прокормить все население Земли. А до сих пор миллионы умирают от голода.

Date: 2013-05-01 01:29 pm (UTC)
From: [identity profile] slevshin.livejournal.com
У меня официальный, так что каждому свое.

Date: 2013-05-01 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] paukoph.livejournal.com
Тем не менее, есть граница, которую ни парикмахер, ни программист никогда не перейдут. И те, кто по ту сторону, определенно другие и цену себе и другим и отличие себя от других очень хорошо знают. Они даже "работать" могут, для смеха, например. Но только для смеха.

Именно такой класс сформировала несправедливая приватизация 90-х. И именно его наличие - самая большая проблема для этой страны.

Date: 2013-05-01 01:32 pm (UTC)
From: [identity profile] rumata.livejournal.com
Вот да. Учение марксизма вечно, потому что оно верно.
Edited Date: 2013-05-01 01:33 pm (UTC)

Date: 2013-05-01 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] slevshin.livejournal.com
"Просто капитализм, как и положено, меняется в сторону социализма."

Что-то я не припоминаю, чтобы при социализме финансовая олигархия определяла направление движения общества.

Date: 2013-05-01 01:34 pm (UTC)
From: [identity profile] belomor555.livejournal.com
Почему же тогда народ старается съебаться из заповедников коммунизма в капиталистический ад?

Date: 2013-05-01 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] lightbringer-96.livejournal.com
так потому и "меняется", а не "сменился". Именно потому и "долгий путь". Сейчас мы, к счастью, видим и ощущаем на себе хотя отдельные подвижки к социализму, и хотя бы в нескольких странах умереть с голоду довольно сложно. Но в гораздо большем числе государств это судьба десятков тысяч, если не миллионов.

Date: 2013-05-01 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] kruzo007.livejournal.com
Согласен, не может быть в миллионы умнее, но предприимчивее? Я уже не говорю о небоходимой удаче: не станем же мы раскулачивать обладателя лоторейного билета? Тогда чего расстраиваться по поводу Цукерберга или Сороса.

Date: 2013-05-01 01:43 pm (UTC)
From: [identity profile] tw2fan.livejournal.com
Каких заповедников коммунизма? Нет таких на планете Земля.

Date: 2013-05-01 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] romx.livejournal.com
А верно - потому что вечно.
Page 1 of 13 << [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] >>

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 14th, 2026 03:15 am
Powered by Dreamwidth Studios