dolboed: (0solovyevorel)
[personal profile] dolboed
Недавно в этом ЖЖ обсуждались тезисы покойного профессора Живова о России как правопреемнице Византии (и об оговорках, с которыми эту преемственность следует воспринимать). По ходу спора вспомнилось, что у Византии существует ещё одна правопреемница, более очевидная, чем Третий Рим — и это Турция. Её правители тоже объявляли себя наследниками великой империи, начиная буквально с вечера 29 мая 1453 года, когда Мехмет II впервые вступил на улицы Константинополя. И в каком-то смысле (физическом, если не моральном), у них было на это больше прав, чем у московских царей.

По ходу обсуждения турецких взглядов на Византию всплыл в разговоре свежий исторический блокбастер, посвящённый взятию Константинополя. Собственно, вот он:

С одной стороны, адский китч и трэш, а с другой — прекрасная точка в споре о том, кто на самом деле наследовал Византии: мы или турки.

Наследовали, на самом деле, и те, и другие — причём взяли мы оттуда одно и то же, и в одинаковой степени.

На гербе династии Палеологов (который в фильме сияет у императора на груди, а по воспоминаниям современников был вышит на носках — по ним-то и опознали тело) красуется двухголовая птица-мутант. Взоры и помыслы несчастного пернатого вечно устремлены в противоположные стороны. Геральдика может предложить этому раздвоению бесконечное множество патетических истолкований, но подлинно научное название одно: шизофрения, раздвоение мозга/сознания. Именно такое наследие, уходя в историческое небытие, оставила империя Палеологов своим наследникам — правителям России и Турции.

Как эта шиза косит турецкое сознание образца 2012 года, хорошо видно в заключительной сцене фильма, где султан Мехмет II входит в храм Святой Софии, и обнаруживает там большую толпу оцепеневших от ужаса православных женщин, детей, стариков. До этой сцены нам 158 минут показывали, как богобоязненный предводитель мусульман, помолясь всем войском, силой меча захватывает земли неверных (دار الحرب), дабы обратить их в земли Ислама (دار الإسلام). И, казалось бы — вот же она, цель, ради которой всё затевалось. Поставь точку, Мехмет-Завоеватель в исполнении Деврима Евина. Just do it. Вели уничтожить в Святой Софии всякие следы христианства и устроить там мечеть, как ты это, собственно говоря, и сделал 29 мая 1453 года — на 470 лет вперёд.

Но увы. Реальный Мехмет был предводителем анатолийских кочевников, который мог и должен был вести себя по простодушным османским понятиям. А создатели и зрители турецкого фильма 2012 года — наследники великой Византийской империи, со всей вытекающей отсюда шизофренией. Им, конечно, хочется гордиться Завоевателем, в честь которого они поназывали кучу улиц, площадей, мостов, кварталов и мечетей. Но в их истории был ещё и Мустафа Кемаль Ататюрк, который исламского наследия стыдился, и ссаными тряпками прогнал мечеть из Святой Софии, а последователей своих заразил амбицией стремиться в Европу и не узнавать себя в зеркале «Полночного экспресса». Поэтому в фильме 2012 года о героическом прошлом турки не могут даже сами себе признаться, как они потрошили город по праву сильного. Им хочется вписать 1453-й год в контекст национальной гордости, но без изнасилований, вспарывания животов, сажаний на кол, сдирания кожи, угонов в рабство, резни горожан и разграбления храмов. Одна голова с гордостью смотрит в Анатолийскую степь, другая с вожделением — на цивилизованную Европу. Шизофрения, как и было сказано.

И в точности такая же шизофрения полыхает ярким пламенем в мозгах отечественных идеологов. Им хочется гордиться победами Ивана Грозного и индустриальными успехами Сталина, но не хочется ничего знать про Малюту Скуратова, про коллективизацию, Ежова и Берию. Лидер коммунистов выходит на трибуну с крестом и иконой Ленина — того самого, который велел грабить церкви и расстреливать духовенство. Можно, конечно, предположить, что, как истовый христианин, лидер коммунистов просто отпустил грехи злейшему гонителю веры — но стоит лишь заикнуться о христианском погребении для прощённого гонителя, как тут же выясняется, что мумия на Красной площади есть священный символ коммунистической веры. И коммунисты у нас — ничуть не большие шизофреники, чем, скажем, воцерковленные чекисты, которые в храмах поклоняются Христу, а на Лубянке — железному Феликсу. Думская свора единороссов, которая числит своим председателем главу правительства, и каждый день на это правительство катит бочку — ещё один яркий пример официальной шизофрении, ни у кого в России не вызывающей когнитивного диссонанса, потому что этот удивительный порядок — попеременно славить и ругать одно и то же явление — укоренён у нас в многовековой традиции.

Конечно, не всех собак можно повесить на Византию. Двоемыслие и лукавство изобрели, в конце концов, не на Босфоре, эти черты заложены в людской природе, а в политических лидерах подобная "гибкость" просто ярче проявлена, это и выносит их на гребень. Вспомним, сколько раз переходил из стана в стан Уинстон Черчилль, или как менялись оценки Наполеона во французской прессе за те три недели, когда он двигался к Парижу от Лазурки. Не откажу себе в удовольствии процитировать Тарле:

Первое известие: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан». Второе известие: «Людоед идет к Грассу». Третье известие: «Узурпатор вошел в Гренобль». Четвертое известие: «Бонапарт занял Лион». Пятое известие: «Наполеон приближается к Фонтенебло». Шестое известие: «Его императорское величество ожидается сегодня в своем верном Париже». Вся эта литературная гамма уместилась в одних и тех же газетах, при одной и той же редакции на протяжении нескольких дней.

Так что не всякое лицемерие — родом из Византии. И я даже не стал вспоминать о духовенстве, проповедующем аскезу в часах за миллион: таких погремушек и в ватиканской избушке хватает. Даже если там этого стыдятся, а у нас — гордятся и понтуются, корыстолюбие духовенства — это всё же земной порок, а не клинический диагноз.

В чём Россия и Турция действительно уникальны — так это в постоянной готовности полностью пересматривать все оценки своего недавнего прошлого, каждый раз перетасовывая колоду героев и злодеев, в точности так же, как это происходило в Византии после ослепления каждого очередного Комнина, Ангела или Дуки. При этом в Турецкой Республике пересмотру всякий раз подлежит отношение к персоналиям предшествующей эпохи, а в России — прежде всего, к фундаментальным её ценностям. Сталину не потребовалось выдёргивать Ленина из мавзолея, чтобы перестрелять всех его соратников и развернуть оглобли от пролетарского интернационализма обратно к имперскому изоляционизму. Хрущёв, конечно, вытащил Сталина из мавзолея, но зарыл не очень далеко, и никого из «соколов» после 1956 года не расстреливал. Могилы Брежнева и Ельцина никто не трогал, когда их наследие поочерёдно объявлялось «проклятым прошлым», подлежащим срочному демонтажу. При всех этих поворотах на 180 градусов у нас менялась не участь деятелей предшествующей эпохи, а образ мыслей и система ценностей. И эти метаморфозы никак не сравнить с поведением парижских газетчиков между 1 и 20 марта 1815 года. Там работала банальная трусость, оппортунизм и быдлячья беспринципность. А у нас — какие-то глубинные ментальные механизмы, позволяющие и предписывающие самим основам мировоззрения из века в век раскачиваться маятником — от левой головы к правой, и обратно. Это происходит не из страха, не по принуждению, и даже не из соображений целесообразности (как поочерёдные военные союзы византийских императоров с латинянами и турками, с генуэзцами и венецианцами). Просто так голова устроена. Люди, живущие в России и не меняющие своих убеждений кардинально, хотя бы раз в 15-20 лет, считаются замшелыми ретроградами. Причём этот тренд у нас в равной степени проявляется и в биографии Путина, и в публичных высказываниях Ходорковского. Потому что все мы вышли из-под крыльев одного палеологовского орла.

Date: 2013-04-27 07:23 am (UTC)
From: [identity profile] dd2dd 2dd (from livejournal.com)
Класс!

Date: 2013-04-27 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] 4rex.livejournal.com
«Первый класс, вторая четверть»

Date: 2013-04-27 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] ex-top830.livejournal.com
Сколько желочи в тебе НОСанычь

Date: 2013-04-27 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] xyzs.livejournal.com
скАжите тоже) научный труд!

Date: 2013-04-27 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] agams.livejournal.com
"А" не надо выделять. Правильно было бы сказать "скажете тоже".

Date: 2013-04-27 12:51 pm (UTC)
From: [identity profile] xyzs.livejournal.com
люблю такие ответы)
From: [identity profile] desert-eagle.livejournal.com
Кто взял Константинополь -- тот и преемник. Чтобы России называться Третьим Римом, ей нужно сначала освоболить Западный Константинополь от сарацин и освятить заново оскверненную церковь Святой Софии.
Вот достойная задача для РПЦ, если она действительно хочет остаться крупной мировой церковью, а не тоталитарной сектой, колесиком в репрессивной машине клерикально-гестаповской хунты -- Новый Крестовый Поход.

Date: 2013-04-27 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] sorkat.livejournal.com
"Маятник" и "двухголовость" все-таки это разные ситуации. Для России больше подходит лейбл "маятника", но не "двухголовости". Последнюю можно интерпретировать как синтез, хорошо осуществленный, например, Японией: модернизация при сохранении своей традиционной культуры. В России так не получается.

Date: 2013-04-27 08:07 am (UTC)
From: [personal profile] a_hramov
Не стыдно менять свои убеждения, стыдно не менять.

Date: 2013-04-27 08:07 am (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
Эк же Вы все усложнили, выдумав тем самым Родине очередное оправдание: мол, это не я такая, это я болею, то бишь - объективные обстоятельства.
Верный диагноз давным-давно поставили классики: "в России две беды..." С маленьким уточнением по результатам последней сотни лет - дороги самостоятельной белой не являются, но есть последствие беды первой - он вполне подтверждается клинической картиной. А для описанного Вами поведения шизофрения совершенно не обязательна: достаточно просто не иметь физической возможности понять, что Ленин и Христос не совместимы.

Date: 2013-04-27 08:11 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
достаточно просто не иметь физической возможности понять, что Ленин и Христос не совместимы.

видимо, Вы не страдаете шизофренией, поэтому Вам это кажется очевидным.

а диагноз мешает массе соотечественников до этого додуматься.

Date: 2013-04-27 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] reader59.livejournal.com
Да отчего же именно шизофрения? Этак Вы еще скажете, что, как и у многих шизофреников, у нашей фигурантки есть некие особые способности к творчеству, да еще и социальному, и что к ней, родимой, вообще прислушиваться надо - вдруг что гениальное выдаст?
В психиатрии для непонятливых имеются диагнозы попроще и пооднозначнее.

Date: 2013-04-27 08:12 am (UTC)
From: [identity profile] kuznecik2323.livejournal.com
Русских никогда не интересовала середина, а только лишь крайности, точно, как у двуглавого орла на багряных сапожках последнего Палеолога.
Вместе со всеми позитивными вещами, которые принесло православие в Россию, пришёл главный недостаток - нас отучили мыслить намного прежде, чем у нас появилась охота к этому занятию.
(deleted comment)

Date: 2013-04-27 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] kuznecik2323.livejournal.com
Действительно странно, потому что Вы в этой фразе мыслили именно так, как многим хотелось бы:)

Date: 2013-04-27 08:53 am (UTC)
From: [identity profile] f-l-o-e.livejournal.com
"Им хочется вписать 1453-й год в контекст национальной гордости, но без изнасилований, вспарывания животов, сажаний на кол, сдирания кожи, угонов в рабство, резни горожан и разграбления храмов. Одна голова с гордостью смотрит в Анатолийскую степь, другая с вожделением — на цивилизованную Европу. Шизофрения, как и было сказано."

Ну у европейцев та же самая шиза по поводу крестоносцев и прочих рыцарей. У всех своя шиза. Я уж не говорю про евреев. )

Date: 2013-04-27 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] redrik-shukhart.livejournal.com
Про носки последнего императора Византии, по которым он был опознан - тупая хрень, придуманная по принципу "одна бабка сказала".
Император погиб в последнем бою за Константинополь, турки в азарте порубили его до такого состояния, что потом уже среди других тел опознать уже было невозможно. Султану Мехмеду очень хотелось найте погибшего императора, но сделать это так и не удалось. Все остальное - слухи и позднейшая брехня.
Edited Date: 2013-04-27 09:25 am (UTC)

Date: 2013-04-27 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Вся история Византии придумана по принципу "одна бабка сказала". Мы её знаем лишь со слов историков. Потому что очевидцев, кроме Вас, не осталось. А историки пишут вот что:

Тут отделилась из среды войска два молодых человека. Один из них сказал тирану: «Господин! Я убил его. А стремясь скорее войти в город, и вместе со своими грабить, я оставил его, покинув мертвым». Другой же сказал: «Я сначала поразил его!» Тогда тиран, послав их обоих, приказал принести его голову. Они же, быстро побежав, нашли и, отрубив его голову, представили вождю. Тиран же сказал великому дуке: «Скажи мне правду: действительно ли это голова твоего царя?» Тогда тот, узнав ее, сказал «Его, господин!» Смотрели ее также и другие и признали.

Date: 2013-04-28 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] akim-trefilov.livejournal.com
Автор поста сначала вещает, о том, в чем не вполне компетентен, как пифия (так, что читателю даже стыдно делается),
но и этого мало,
он еще и от имени Историков вступает.

Право, уж лучше нынешняя Турция, чем этакая болтовня

Date: 2013-04-27 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] veselyi-rodzher.livejournal.com
вы так все красочно описали как будто сами там присутствовали :-)
From: [identity profile] angryangrybobe.livejournal.com
Все эти вопросы - это вопросы поиска идентичности в новых реалиях. Ведь люди хотят жить не только в мире материального. Попытка поиска тождественности и идентичности - это один из важнейших вопросов всех времен и народов. Кроме того на поле брани нужны некие идеалы и идолы в которых будут верить и которым будут следовать. Пусть это даже и виртуальные идолы и идеалы. Тут блог начинается с турецкого фильма фетих-1453. Ответом этому фильму служит фильм польско-итальянский 2012 года про битву под Веной в 1683 году. Оба эти фильма исключительно фильмы идеологические,некие попытки отждествить себя сегодняшнего с теми временами,когда страны как например Турция - сегодня крепкий такой середнячок в европе по экономике и Польша - отсталое захолустье Европы,были по современным меркам сверхдержавы и играли важную роль в жизни мира. Если польско-итальянский фильм это малобюджетное убожество с массой весьма слабой компьютерной графики и словесных понтов. Фильм турецкий напоминает советскую агитку времен Сталина,хотя сделан качественнее и с большим искусством. Суть в том ,что старые империи и их мышление никуда не девается , а переходит уже как легенда в следующие поколения и определенные слои пытаются сыграть на этом духе. Это нормально. Люди хотят всегда помнить о приятном и красивом не только в личной жизни ,но и в истории.

Date: 2013-04-27 12:00 pm (UTC)
From: [identity profile] nagolny.livejournal.com
Да не надо никакой идентичности и тем более идолов, что за бред вообще.
Живи как живётся. Своим умом. Здравым смыслом, соображениями блага для себя и других.

А идолы и ложные идеалы всегда создаются политиками для управления отученными от всего живого и человеческого зомби-массами. Это для них - да, актуально. "Национальная идея" им нужна - чтобы получить гарантию управляемости и подчиняемости людей.

У Вас как со здоровьем? У Ваших близких?
Когда чувствовали последний раз простую искреннюю радость? Потому что солнышко встало и утро доброе? Секс... как давно был и какой..? Друзья не забыли?

Я не понимаю, почему все ищут национальную идею? Почему не может стать ею качество жизни каждого отдельного жителя страны? Здоровье, душевное благополучие, источники радости, творчество, любовь, дружба, свобода? Для каждого человека. Только она не национальная, она интернациональная и всегда актуальная.

Date: 2013-04-28 10:15 am (UTC)
From: [identity profile] akim-trefilov.livejournal.com
"хорошо бы, чтобы все всегда у всех было хорошо" - пришло вдруг ему в голову ночью. - "Какая, однако же, умная мысль! Надо бы зажечь лампу и записать в блокнот".

Date: 2013-07-13 11:48 pm (UTC)
From: [identity profile] nagolny.livejournal.com
Можно записать. Главное, чтобы это для Вас пустыми словами не осталось, а было пережито.

Date: 2013-07-14 06:49 am (UTC)
From: [identity profile] akim-trefilov.livejournal.com
да, верно все же.

Date: 2016-07-17 04:27 pm (UTC)
From: [identity profile] geoba.livejournal.com
Вот, правильно! Вам в карму плюс миллион

Date: 2013-04-27 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] michlelapin.livejournal.com
В контексте проблем Израиля в современных взаимоотношениях с Турцией и неповиновения российских властей капризам евреев. 10 лет Носик такую статью не написал бы.
(deleted comment)

Date: 2013-04-27 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] laokoont.livejournal.com
да я тоже думаю что византийское наследство стало для нас проклятием, которое довлеет и сейчас. лучше бы католицизма приняли.

Date: 2013-04-27 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] nagolny.livejournal.com
Тогда здесь была бы инквизиция и охота на ведьм по полной программе (а не "облегчённой"). И до сих пор был бы дефицит красивых женщин. Христианство такая религия, большой ли смысл с какого боку смотреть?
(deleted comment)

Date: 2013-04-28 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] laokoont.livejournal.com
Новгород очень жалко что просрали да.

Date: 2013-04-27 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] laokoont.livejournal.com
отлично да.

Date: 2013-04-27 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] flameberg.livejournal.com
> Мехмет был предводителем анатолийских кочевников
Вообще-то Мехмед II к моменту взятия Константинополя был правителем огромной империи с 150-летней историей. Предводителем анатолийских кочевников был далекий предок Мехмеда Осман.

Date: 2013-04-27 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Зря Вы не прочитали фразу целиком.

Я писал о том, что у Мехмета не было никакой причины стесняться, когда он уничтожал в Константинополе церкви.

Date: 2013-04-27 03:46 pm (UTC)
From: [identity profile] azbv.livejournal.com
На кой икс тебе сдались византийские орлы. Ты б в израиловке покритиковал сущее. Ан нет, тут живешь и работаешь. Вот так у вас все. Подожди, вас еще принесут в жертву. Не поймешь в принципе. Потому, что вас воспитывают так, типо вы золото высшей пробы. Но доход собирают другие.

Date: 2013-04-27 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] yalexey.livejournal.com
У Жарикова как раз два поста про отсутствии времени в рашковании. Ни чего не может измениться, если время не течёт.

Date: 2013-04-27 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] lev-dmitrich.livejournal.com
http://lev-dmitrich.livejournal.com/83419.html )) наказание византийцев

А кого послали Третьему Риму?

Date: 2013-04-27 05:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriy mandel (from livejournal.com)
Между шизофрениями России и Турции есть одна большая разница. Турки находятся отчасти в Мусульманской цивилизации, а отчасти - в Западной. Россия же находится одной головой в Западной цивилизации, а другой - в таинственной цивилизации, о существовании которой никто за пределами бывшего СССР не подозревает.

Условно можно назвать эту вторую цивилизацию "Восточно-славянской" или "Православной", но название роли не играет, т.к. эта цивилизация давно перестала если не существовать, то уж точно играть серьёзную роль в мире. Т.е. вторая голова российской курицы скукожилась до размеров горошины, а может и вовсе отвалилась, но при этом общество в России ведёт себя так, как будто голова эта цела и невредима - и эта мудрая голова ведёт великую страну по её особому пути.

Date: 2013-04-27 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] sennator303.livejournal.com
Настоящая Византийская империя исчезла в 1204 году, когда ее захватили и разграбили крестоносцы.

Date: 2016-07-17 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sasha-severny.livejournal.com
Да. Россия - это шизофрения, если учесть, что еще 300 лет назад страна называлась Русь, про которую правители ничего слышать не хотят. Оно и понятно: чурекам, которые еще 100 лет назад в юрте сидели, такие сложности не по зубам.

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 16th, 2026 11:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios