dolboed: (cash)
[personal profile] dolboed
В давешнем посте про «Душевный базар» упоминались «Дети Марии», которые в нём участвуют.

Это один из важнейших адресов московской благотворительности, но всякий раз, когда мне надо кому-то объяснить своими словами, как устроена их схема работы с детьми — возникает сложность, потому что они много всего делают разного, и, чтобы всё это понять, нужно долго объяснять, чем патронат отличается от усыновления, интернат — от детдома, и т.п.

Слава Богу, [livejournal.com profile] iseg дал интервью журналу Citizen K, где всю эту деятельность, начиная с 1993 года, разложил по полкам, и доходчиво объяснил, чем и как занимаются «Дети Марии».

Отдельно интересно там в конце рассуждение Ильи о природе богатства и денег. Мне с одной стороны удивительно видеть, а с другой — легко объяснить, как так случилось, что его представление о богатстве и достатке полностью совпадает с моим собственным. Хотя, казалось бы, мы родились и выросли в разных городах, окончили разные школы и институты, работаем по разным специальностям, а познакомились всего лет 14 тому назад. Просто мы оба выросли в СССР, в интеллигентских семьях, где сама по себе идея, что к деньгам нужно стремиться, что они могут быть самоцелью человеческой деятельности, казалась совершенной дикостью.

У Бродского в Less Than One есть эссе на ту же тему — про роль 6000 рублей в жизни героев Достоевского. То есть про такую сумму, которой было бы достаточно русскому интеллигенту для нормальной жизни.

вышеназванная сумма не означает ни безумного богатства, ни вопиющей нищеты, но попросту сносные человеческие условия: т. е. те условия, которые и делают человека — человеком. 6 тысяч рублей суть денежный эквивалент умеренного и нормального существования, — объясняет Бродский.

В эссе говорится о принципиальной недостижимости этой цифры для героев Достоевского. Им довольно легко в одночасье разбогатеть, или пожизненно нищенствовать — но заветная цифра в 6000 ускользает от них, как зенонова черепаха от Ахиллеса. Бродский как бы описывает быт времён Достоевского, но метит, по обыкновению, в реалии СССР, где месячной зарплаты учителя или врача не хватало на пару импортных мужских полуботинок «Саламандра», а цена копейки «Жигулей» равнялась заработку инженера за 5 лет, до налогов и партвзносов. В СССР интеллигенция жила "до получки", сбережения и накопления не практиковались, кредитов в банках не выдавали, и сумма денег, которой бы просто хватало на жизнь, являлась недостижимым горизонтом для совслужа.

К счастью, те времена закончились. И в постсоветской России (начиная года эдак с 1996) у профессионалов умственного труда появилась возможность зарабатывать ту самую недостижимую сумму, которой просто хватает на жизнь. Не на яхту, не на рублёвский особняк, не на свой самолёт, а именно на жизнь: еду, одежду, бензин, путешествия, материальную поддержку близких. Как только эта программа-максимум была реализована, советские интеллигенты, вроде меня и Сегаловича, начисто утратили интерес к дальнейшей аггрегации бабла и конвертации её в симулякры говностатуса, вроде вилл, яхт и особняков. Просто потому, что нас в детстве забыли научить про говностатус. И денег хватает на жизнь — это, с нашей точки зрения, предел того, к чему можно или нужно стремиться в материальном плане.

При этом совершенно не имеет значения, сколько мы в итоге заработали (про капитализацию Сегаловича можно подглядеть в щёлку SEC filing, про мою — пока что нет). Главное — что все наши деньги по-прежнему делятся на нужно для жизни (семья, еда, одежда, жильё, медицина, путешествия, гаджеты) и сверх того. Зарабатывать деньги, нужные для жизни — обязанность мужчины. А зарабатывать сверх того — вообще не цель, не задача и не амбиция.

Интересно, что при такой постановке вопроса лишние деньги сыплются в карман как-то сами по себе. И ощутимая их часть идёт обычно на благотворительные нужды, потому что все эти деньги, в сущности, воспринимаются как лишние, как посланные Богом с целью правильного распределения, на нужды улучшения окружающего мира. Их куда интересней потратить на решение чьих-то насущных проблем, чем на апгрейд собственного автопарка, или статусные инвестиции в средиземноморскую недвижимость.

К сожалению, я знаю довольно много людей — и в отрасли, и вокруг — отношения которых с деньгами сложились принципиально иначе. Людей, оказавшихся заложниками тех самых лишних денег, и статусных житейских благ, на которые их можно разменять. Причём из-за появления в России института потребительского кредитования многие успешные и талантливые молодые люди начинают обзаводиться этими самыми статусными цацками много раньше, чем позволяют их доходы. В результате суммы, необходимые для погашения кредитов, переходят для них в категорию нужно для жизни. Львиная доля разговоров об «офисном рабстве», грёз о дауншифтинге и увольнении из ненавистного офиса, внутреннего дискомфорта и фрустрации у пресловутого «офисного планктона» происходит как раз от этой повинности оплачивать видимость несоразмерного доходам статуса.

И я этих молодых людей нисколько не виню. Просто им не повезло: они опоздали родиться, и не имеют опыта жизни в обществе, свободном от денег и мечты о деньгах. Им просто забыли рассказать, что можно не иметь дорогой машины, и быть счастливым, даже в Москве. В способности купить много бессмысленно дорогих цацек им видится доказательство истинного успеха в жизни, без которого любые другие достижения как бы не настоящие.

Порой мне кажется, что свобода от власти денег — самая важная из всех человеческих свобод. Потому что свободу слова, собраний, совести ты получаешь извне, от общества и политического устройства. А от культа денег освобождаться нужно самому. Хотя, конечно, сперва нужно осознать его как проблему.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2011-12-17 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] i-m-back.livejournal.com
интересно было узнать вашу точку зрения. спасибо

Date: 2011-12-17 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriy-loginov.livejournal.com
Ну, вот, видите, как хорошо получилось! А говорили, что не стоит писать более одного абзаца.

Date: 2011-12-17 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kialu.livejournal.com
очень мало встречала мужчин, которые считают, что "Зарабатывать деньги, нужные для жизни — обязанность мужчины".
к сожалению, мой сын тоже так не считает - почему не научила? вроде учила, может потому что не видел примера, привык что зарабатываю я:(

Date: 2011-12-17 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] erra.livejournal.com
здесь есть много особенностей, причём не все они кроются в особенностях воспитания ) Если посмотреть на этот вопрос не с гендерной точки зрения, а с соционической, то зарабатывать деньги — обязанность логика, а обязанность этика — обеспечить логику здоровый эмоциональный фон и комфортные отношения с окружающими. Некоторые типы к зарабатыванию денег просто не приспособлены, и пенять им тем, что они не зарабатывают — это загонять их в депрессию и невроз, хотя от них могло бы быть много другой пользы )

Date: 2011-12-17 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com
Все равно эти "деньги для жизни" у всех очень разные. Можно даже забыть про категорию роскоши. Многие люди берут в кредит "форд фокус" или однушку-двушку в спальном районе и все равно попадают в рабство и зависимость от денег. Бывают матери-одиночки и еще дохрена ситуаций, заставляющих бешено махать галерными веслами.

Date: 2011-12-17 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] vitonchik.livejournal.com
Хорошо сформулировано, спасибо.

Date: 2011-12-17 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] kialu.livejournal.com
а меня значит можно в депрессию и невроз?:))))
я тоже не приспособлена, а приходится:)

извините за офф, конечно, тема не об этом, но - у кого что болит:))

Date: 2011-12-17 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
никто не обязан покупать квартиру, которую он не может себе позволить.

каждый вправе снимать. я 7 лет снимал в Израиле и шестой год снимаю в Москве.

Date: 2011-12-17 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] vitonchik.livejournal.com
И, кстати, совершенно верно, что деньги "сверх" появляются вследствие отказа от покупки ненужных статусных вещей. Или после покупки нужных, вроде квартиры :)

Date: 2011-12-17 04:47 pm (UTC)
From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com
Ну ипотека не сильно выше арендной платы. Меня бы сейчас и съем квартиры поиздержал.

Date: 2011-12-17 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Не сильно, но выше. Особенно если учесть downpayment, который тоже надо еще где-то надыбать, и у него есть своя цена.

А платится это всё за статус домовладельца. Хотя статус арендатора ничем не хуже, поверьте.

Date: 2011-12-17 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] luckily-125.livejournal.com
Носик такой зайчик!

Date: 2011-12-17 04:56 pm (UTC)
From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com
Я понимаю, о чем идет речь. Когда люди покупают безделушки, из-за чего записывают себя в рабство. Но думаю процент тех, кто себе может позволить "деньги просто хватающие" на жизнь, не так велик. Я бы назвал таких людей средним классом. Хорошо, если процентов 5 от населения России. Очень много социально незащищенных слоев, люмпенов, если исключить города-миллионники, то картина станет совсем печальной. Социальные лифты не так хороши. Хотя, безусловно, сегодня возможностей для взятия этой планки много больше, чем в СССР.

?

Date: 2011-12-17 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] shosha.livejournal.com
"Это один из важнейших адресов московской благотворительности, но всякий раз, когда мне надо кому-то объяснить своими словами, как устроена их схема работы с детьми — возникает сложность" может не сложность, а непрозрачность?

Деньги - грязь.

Date: 2011-12-17 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kablan.livejournal.com
Я полностью поддерживаю первую часть. Но я не согласен, что мы родились "в обществе, свободном от денег и мечты о деньгах". Была мечта и о чешском хрустале, и о дорогой машине, и о квартире в центре города. Не было возможностей для этого. Я думаю, отвращение к деньгам и переломный момент наступил в апреле 90-го года, когда всё накопленное вдруг превратилось в дым, в грязь, в ничто. Вся прежняя жизнь, цель которой была собрать побольше денег - потеряла всякий смысл.

Date: 2011-12-17 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] kablan.livejournal.com
Ещё как выше!
К банковским выплатам (которые и без того почти вдвое выше) добавляется страховка и содержание квартиры, за которые на съёме просто не думаешь. А про первый взнос Антон уже сказал.

Date: 2011-12-17 05:17 pm (UTC)
From: [identity profile] commentoz.livejournal.com
Ничего, что "логик" и "этик" это сферические кони в вакууме? И вообще деление людей на какие-то типы неявно предполагает, что они не могут меняться. Неспосбность измениться - обычно с этим к психотерапевтам обращаются, а не пеняют на "свой" соционический тип.

Date: 2011-12-17 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] Тимур Галеев (from livejournal.com)
зато после выплаты ипотеки появляется недвижимость, которую можно будет продать при наступлении форс-мажорных обстоятельств.
а арендуя квартиру хоть 20, хоть 30 лет, Вы не приближаетесь к тому, чтобы полностью завладеть ей.

Date: 2011-12-17 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] eshorkin.livejournal.com
Новое поколение - жертвы маркетинга.
Реклама действует на всех одинаково, только кто-то начал получать её с детства, а кто-то, когда уже стал зрелым человеком.

Date: 2011-12-17 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
очень смешно думать о своём благосостоянии после выплаты ипотеки, не скопив денег на то, чтобы её взять.

это примерно как заправлять бензин в канистры и складывать дома, потому что машины пока нет.

first things first. сначала зарабатываешь на квартиру, потом покупаешь ее. не наоборот.

Date: 2011-12-17 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
процентов 5 от населения России - долларовые миллионеры.

а тех, кому просто хватало бы на жизнь, если б это была жизнь по средствам - никак не меньше 35%.

То есть примерно столько же, сколько интернетчиков.

Date: 2011-12-17 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] andrusx.livejournal.com
Совершенно согласен. Вот только, как уже верно подметили, планка "просто на жизнь" разнится от человека к человеку, да и со временем может заметно меняться. Есть люди, которые и душ чаще раза в неделю сочли бы излишеством (это я специально утрирую).

Date: 2011-12-17 05:38 pm (UTC)
From: [identity profile] Тимур Галеев (from livejournal.com)
а где Вы предлагаете жить, пока копятся деньги на квартиру?

копить не очень выгодно: пока будешь копить, цены всё равно вырастут. вот где уместно вспомнить ахиллеса и черепаху.

Date: 2011-12-17 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com
У нас что в России 7 миллионов (!!!) долларовых миллионеров? У нас что 49 миллионов средний класс? Я, пожалуй, не буду комментировать, мне совершенно нечего сказать.

Re: ?

Date: 2011-12-17 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
прозрачность там абсолютная, читайте Илью.

сложно объяснить, они усыновляли этих детей, патронировали или просто на дом забирали.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 17th, 2026 04:40 am
Powered by Dreamwidth Studios