dolboed: (cash)
[personal profile] dolboed
В давешнем посте про «Душевный базар» упоминались «Дети Марии», которые в нём участвуют.

Это один из важнейших адресов московской благотворительности, но всякий раз, когда мне надо кому-то объяснить своими словами, как устроена их схема работы с детьми — возникает сложность, потому что они много всего делают разного, и, чтобы всё это понять, нужно долго объяснять, чем патронат отличается от усыновления, интернат — от детдома, и т.п.

Слава Богу, [livejournal.com profile] iseg дал интервью журналу Citizen K, где всю эту деятельность, начиная с 1993 года, разложил по полкам, и доходчиво объяснил, чем и как занимаются «Дети Марии».

Отдельно интересно там в конце рассуждение Ильи о природе богатства и денег. Мне с одной стороны удивительно видеть, а с другой — легко объяснить, как так случилось, что его представление о богатстве и достатке полностью совпадает с моим собственным. Хотя, казалось бы, мы родились и выросли в разных городах, окончили разные школы и институты, работаем по разным специальностям, а познакомились всего лет 14 тому назад. Просто мы оба выросли в СССР, в интеллигентских семьях, где сама по себе идея, что к деньгам нужно стремиться, что они могут быть самоцелью человеческой деятельности, казалась совершенной дикостью.

У Бродского в Less Than One есть эссе на ту же тему — про роль 6000 рублей в жизни героев Достоевского. То есть про такую сумму, которой было бы достаточно русскому интеллигенту для нормальной жизни.

вышеназванная сумма не означает ни безумного богатства, ни вопиющей нищеты, но попросту сносные человеческие условия: т. е. те условия, которые и делают человека — человеком. 6 тысяч рублей суть денежный эквивалент умеренного и нормального существования, — объясняет Бродский.

В эссе говорится о принципиальной недостижимости этой цифры для героев Достоевского. Им довольно легко в одночасье разбогатеть, или пожизненно нищенствовать — но заветная цифра в 6000 ускользает от них, как зенонова черепаха от Ахиллеса. Бродский как бы описывает быт времён Достоевского, но метит, по обыкновению, в реалии СССР, где месячной зарплаты учителя или врача не хватало на пару импортных мужских полуботинок «Саламандра», а цена копейки «Жигулей» равнялась заработку инженера за 5 лет, до налогов и партвзносов. В СССР интеллигенция жила "до получки", сбережения и накопления не практиковались, кредитов в банках не выдавали, и сумма денег, которой бы просто хватало на жизнь, являлась недостижимым горизонтом для совслужа.

К счастью, те времена закончились. И в постсоветской России (начиная года эдак с 1996) у профессионалов умственного труда появилась возможность зарабатывать ту самую недостижимую сумму, которой просто хватает на жизнь. Не на яхту, не на рублёвский особняк, не на свой самолёт, а именно на жизнь: еду, одежду, бензин, путешествия, материальную поддержку близких. Как только эта программа-максимум была реализована, советские интеллигенты, вроде меня и Сегаловича, начисто утратили интерес к дальнейшей аггрегации бабла и конвертации её в симулякры говностатуса, вроде вилл, яхт и особняков. Просто потому, что нас в детстве забыли научить про говностатус. И денег хватает на жизнь — это, с нашей точки зрения, предел того, к чему можно или нужно стремиться в материальном плане.

При этом совершенно не имеет значения, сколько мы в итоге заработали (про капитализацию Сегаловича можно подглядеть в щёлку SEC filing, про мою — пока что нет). Главное — что все наши деньги по-прежнему делятся на нужно для жизни (семья, еда, одежда, жильё, медицина, путешествия, гаджеты) и сверх того. Зарабатывать деньги, нужные для жизни — обязанность мужчины. А зарабатывать сверх того — вообще не цель, не задача и не амбиция.

Интересно, что при такой постановке вопроса лишние деньги сыплются в карман как-то сами по себе. И ощутимая их часть идёт обычно на благотворительные нужды, потому что все эти деньги, в сущности, воспринимаются как лишние, как посланные Богом с целью правильного распределения, на нужды улучшения окружающего мира. Их куда интересней потратить на решение чьих-то насущных проблем, чем на апгрейд собственного автопарка, или статусные инвестиции в средиземноморскую недвижимость.

К сожалению, я знаю довольно много людей — и в отрасли, и вокруг — отношения которых с деньгами сложились принципиально иначе. Людей, оказавшихся заложниками тех самых лишних денег, и статусных житейских благ, на которые их можно разменять. Причём из-за появления в России института потребительского кредитования многие успешные и талантливые молодые люди начинают обзаводиться этими самыми статусными цацками много раньше, чем позволяют их доходы. В результате суммы, необходимые для погашения кредитов, переходят для них в категорию нужно для жизни. Львиная доля разговоров об «офисном рабстве», грёз о дауншифтинге и увольнении из ненавистного офиса, внутреннего дискомфорта и фрустрации у пресловутого «офисного планктона» происходит как раз от этой повинности оплачивать видимость несоразмерного доходам статуса.

И я этих молодых людей нисколько не виню. Просто им не повезло: они опоздали родиться, и не имеют опыта жизни в обществе, свободном от денег и мечты о деньгах. Им просто забыли рассказать, что можно не иметь дорогой машины, и быть счастливым, даже в Москве. В способности купить много бессмысленно дорогих цацек им видится доказательство истинного успеха в жизни, без которого любые другие достижения как бы не настоящие.

Порой мне кажется, что свобода от власти денег — самая важная из всех человеческих свобод. Потому что свободу слова, собраний, совести ты получаешь извне, от общества и политического устройства. А от культа денег освобождаться нужно самому. Хотя, конечно, сперва нужно осознать его как проблему.

Date: 2011-12-17 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] i-m-back.livejournal.com
интересно было узнать вашу точку зрения. спасибо

Date: 2011-12-17 04:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dmitriy-loginov.livejournal.com
Ну, вот, видите, как хорошо получилось! А говорили, что не стоит писать более одного абзаца.

Date: 2011-12-17 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kialu.livejournal.com
очень мало встречала мужчин, которые считают, что "Зарабатывать деньги, нужные для жизни — обязанность мужчины".
к сожалению, мой сын тоже так не считает - почему не научила? вроде учила, может потому что не видел примера, привык что зарабатываю я:(

Date: 2011-12-17 04:39 pm (UTC)
From: [identity profile] erra.livejournal.com
здесь есть много особенностей, причём не все они кроются в особенностях воспитания ) Если посмотреть на этот вопрос не с гендерной точки зрения, а с соционической, то зарабатывать деньги — обязанность логика, а обязанность этика — обеспечить логику здоровый эмоциональный фон и комфортные отношения с окружающими. Некоторые типы к зарабатыванию денег просто не приспособлены, и пенять им тем, что они не зарабатывают — это загонять их в депрессию и невроз, хотя от них могло бы быть много другой пользы )

(no subject)

From: [identity profile] kialu.livejournal.com - Date: 2011-12-17 04:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] erra.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] commentoz.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] erra.livejournal.com - Date: 2011-12-17 06:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] commentoz.livejournal.com - Date: 2011-12-17 06:39 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] erra.livejournal.com - Date: 2011-12-17 08:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tepexob.livejournal.com - Date: 2011-12-17 08:01 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] erra.livejournal.com - Date: 2011-12-17 08:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tepexob.livejournal.com - Date: 2011-12-17 09:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] erra.livejournal.com - Date: 2011-12-17 09:12 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-17 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com
Все равно эти "деньги для жизни" у всех очень разные. Можно даже забыть про категорию роскоши. Многие люди берут в кредит "форд фокус" или однушку-двушку в спальном районе и все равно попадают в рабство и зависимость от денег. Бывают матери-одиночки и еще дохрена ситуаций, заставляющих бешено махать галерными веслами.

Date: 2011-12-17 04:43 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
никто не обязан покупать квартиру, которую он не может себе позволить.

каждый вправе снимать. я 7 лет снимал в Израиле и шестой год снимаю в Москве.

(no subject)

From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com - Date: 2011-12-17 04:47 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2011-12-17 04:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимур Галеев - Date: 2011-12-17 05:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Тимур Галеев - Date: 2011-12-17 05:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] konstantin-zat.livejournal.com - Date: 2011-12-17 08:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tepexob.livejournal.com - Date: 2011-12-17 08:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kablan.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com - Date: 2011-12-17 04:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:34 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:43 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] konstantin-zat.livejournal.com - Date: 2011-12-17 08:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tepexob.livejournal.com - Date: 2011-12-17 09:10 pm (UTC) - Expand

Date: 2011-12-17 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] vitonchik.livejournal.com
Хорошо сформулировано, спасибо.

Date: 2011-12-17 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] vitonchik.livejournal.com
И, кстати, совершенно верно, что деньги "сверх" появляются вследствие отказа от покупки ненужных статусных вещей. Или после покупки нужных, вроде квартиры :)

Date: 2011-12-17 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] luckily-125.livejournal.com
Носик такой зайчик!

?

Date: 2011-12-17 04:58 pm (UTC)
From: [identity profile] shosha.livejournal.com
"Это один из важнейших адресов московской благотворительности, но всякий раз, когда мне надо кому-то объяснить своими словами, как устроена их схема работы с детьми — возникает сложность" может не сложность, а непрозрачность?

Re: ?

Date: 2011-12-17 05:42 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
прозрачность там абсолютная, читайте Илью.

сложно объяснить, они усыновляли этих детей, патронировали или просто на дом забирали.

:)

From: [identity profile] shosha.livejournal.com - Date: 2011-12-17 05:44 pm (UTC) - Expand

Деньги - грязь.

Date: 2011-12-17 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] kablan.livejournal.com
Я полностью поддерживаю первую часть. Но я не согласен, что мы родились "в обществе, свободном от денег и мечты о деньгах". Была мечта и о чешском хрустале, и о дорогой машине, и о квартире в центре города. Не было возможностей для этого. Я думаю, отвращение к деньгам и переломный момент наступил в апреле 90-го года, когда всё накопленное вдруг превратилось в дым, в грязь, в ничто. Вся прежняя жизнь, цель которой была собрать побольше денег - потеряла всякий смысл.

Date: 2011-12-17 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] eshorkin.livejournal.com
Новое поколение - жертвы маркетинга.
Реклама действует на всех одинаково, только кто-то начал получать её с детства, а кто-то, когда уже стал зрелым человеком.

Date: 2011-12-17 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Чтобы любить деньги, реклама не нужна.

Люди любили деньги и в библейские времена. Просто не все люди.

(no subject)

From: [identity profile] zemlyanoff.livejournal.com - Date: 2011-12-17 06:18 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com - Date: 2011-12-18 01:07 am (UTC) - Expand

Date: 2011-12-17 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] andrusx.livejournal.com
Совершенно согласен. Вот только, как уже верно подметили, планка "просто на жизнь" разнится от человека к человеку, да и со временем может заметно меняться. Есть люди, которые и душ чаще раза в неделю сочли бы излишеством (это я специально утрирую).

Date: 2011-12-17 06:53 pm (UTC)
From: [identity profile] norian.livejournal.com
свобода от власти денег - это или когда очень много денег .. или они не нужны вообще

когда приходицца сводить дебет с кредитом - это не свобода, различается только масштаб бедствия

Date: 2011-12-17 07:55 pm (UTC)
From: [identity profile] abamark.livejournal.com
"Свобода от власти денег" и "масштаб бедствия" - это две большие разницы.
У меня маленький магазин и пара миллионов рублей кредита, а у моего поставщика оптовая контора в столице и десятки миллионов долларов кредита - вот это разный масштаб, но в остальном сильно похоже. А "свобода" для разных людей выражается ну очень разными суммами.
Это же классика: "Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья?"

Date: 2011-12-17 07:06 pm (UTC)
From: [identity profile] alexfifer.livejournal.com
>А от культа денег освобождаться нужно самому. Хотя, конечно, сперва нужно осознать его как проблему.
Чертовски верно сказано!
Как мне кажется, еще раньше нужно начать осознавать себя, своё эго. Ведь все эти цацки суть подсознательное стремление удовлетворить свое эго.

Date: 2011-12-17 08:12 pm (UTC)
From: [identity profile] 2sveta2.livejournal.com
-=свобода от власти денег — самая важная из всех человеческих свобод.=-

вот +++++! Лучше и не скажешь.
From: [identity profile] alanko.livejournal.com



О! Какой хороший пост Вы написали!

Вот, Вы пишете:

"Порой мне кажется, что свобода от власти денег — самая важная из всех человеческих свобод. Потому что свободу слова, собраний, совести ты получаешь извне, от общества и политического устройства. А от культа денег освобождаться нужно самому. Хотя, конечно, сперва нужно осознать его как проблему".

Это позиция большого человека. Это позиция Гражданина!

После этого таким плохим себя начинаешь чувствовать, когда хрустальную
мечту - заиметь хороший мобильничек, надо отодвинуть далеко-предалеко.
Надеюсь все понимают: современному человеку, лишнее - вжнее необходимого.
Да что там мобильничек, зима на дворе, а башмаки уже десятый год придётся
носить дырявые. И при этом быть свободным и независимым, как Сатин (На дне),
как Шмага (Без вины виноватые). Осознал, ох как осознал культ денег!

Вот только кто бы ещё научил, как прожить последнюю неделю перед пенсией?
Как освободиться от мысли, что на лекарства снова и в следующем месяце ничего
не останется. Свободным от культа денег можно стать единственным способом:
их (деньги!) сначала надо просто иметь-) Но где их взять?
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Свобода от денег не имеет никакого отношения к нищете, дырявым ботинкам и мобильникам за 10 долларов.

Свобода от денег - это свобода покупать только то, что ТЕБЕ НУЖНО. Сюда входят и ботинки, и смартфон.

Date: 2011-12-17 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] Павел Иванов (from livejournal.com)
Ролло Р. Мэй Смысл тревоги

http://www.flibusta.net/a/75338

Основная тема этой замечательной книги соприкасается с проблемой культа денег в современном мире. Кому лень читать с начала начинайте сразу с главы 6.
From: [identity profile] serge faguet (from livejournal.com)
отличная статья. в жизни в принципе важны не деньги а то чтобы человек занимался тем что доставляет ему внутреннее удовлетворение.

мне повезло и получилось заработать первые большие деньги когда мне было 21 и я продал свою интернет-компанию. должен сказать что самый мерзкий период в моей жизни наступил после этого - были дорогие машины, квартиры, ночные клубы и все то о чем большинство людей мечтает. но не было смысла, было скучно и очень депрессивно.

сейчас я к счастью нашел то чем занимаюсь с огромным удовольствием вместе с отличной командой единомышленников, и совершенно не ощущаю никакой необходимости в деньгах, хотя, вероятно, их много заработаю. у меня нет машины (это в москве только тупая трата времени, нервов и усилий), я снимаю квартиру рядом с офисом и хожу пешком. Сейчас час ночи в субботе, я в офисе, и я абсолютно, безгранично счастлив что это так :)

в общем я уверен что для всех по разному, но для себя я сделал вывод: важно заниматься чем-то что для самого себя имеет глубокое значение и добавляет смысл в жизнь. сколько при этом оно зарабатывает денег это совершенно побочный и незначительный момент.

Date: 2011-12-17 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] naigoro.livejournal.com
Вот интересное наблюдение.
По существу - подпишусь-под-каждым-словом.
Однако - конкретно себя беру, и вот что вижу. Ну да, у меня ровно то же самое: при довольно-таки скромных по меркам офисного большинства запросах, я как правило не зарабатываю сильно больше, чем "на жизнь", но в те периоды, когда все-таки зарабатывал больше, деньги просто накапливались, не находя себе применения. И это не миллиарды, уверяю. Более того, я не трачусь ни на бензин, ни на гаджеты (к последним совершенно холоден), и включи я эти две статьи в регулярные, я бы тратил все заработанные деньги, наверное. Или почти все.
Есть другое, не только соцсознательность. Паническая боязнь долгов. "Ипотека" для меня - слово из инопланетного быта. В итоге мне друзья что-то должны по мелочи, но я сам ни разу не одалживал.
А с благотворительностью - всегда (ругайте меня) страшно по-серьезному начать - то есть, боишься начать, затем втянуться, а втянуться будет не на что. Это подсекает морально.
Приблизительный вывод - на российских харчах надо в абсолютных цифрах зарабатывать несколько больше, чем в странах с развитыми институтами и правовой защитой, для того, чтобы пересечь вот эту планку готовности к регулярным расходам на благотворительность.
Надеюсь, это наблюдение не вызовет желания сразу наклеить ярлык, или поставить диагноз, начинающийся со слов "это просто..."
Уверяю (и знающие меня и таких, наверное, как я, могли бы подтвердить) - жадности тут ни на грош. Скорее, неуверенность а завтрашнем дне, как ни пошло это звучит.
Вы врач же, Антон - скажите вот по существу, это лечится?

Date: 2011-12-18 01:12 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Благотворительность не обязана иметь денежное выражение.

Можно просто приехать в детдом на выходной и поиграть там с детьми. Это не стоит дороже бензина на поездку.

(no subject)

From: [identity profile] Артём Фарафонов - Date: 2011-12-18 08:07 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naigoro.livejournal.com - Date: 2011-12-18 11:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naigoro.livejournal.com - Date: 2011-12-18 11:41 am (UTC) - Expand

понимание денег

Date: 2011-12-17 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] mitian.livejournal.com
Дело в том, что у нас нет понимания денег, потому что ни в школе да и часто дома детям не могут объяснить смысл денег, что это и для чего это и что с этим делать. Да потому что зачастую ни учителя ни родители и сами особо не знают многое о деньгах. Просто у тех, кто знает, совсем другая история. Ну а далее попав уже под влияние маркетинга, общества потребления люди и попадают постепенно во власть денег.

Date: 2011-12-17 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] tatadonets.livejournal.com
Думаю, что культ денег это не проблема поколений, а воспитания. Вините этих молодых людей не в том, что они поздно родились, а в том, что им кто-то чего-то не рассказал.

Date: 2011-12-18 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] electrofolk.livejournal.com
Есть неплохая книга по этому поводу: Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру - Дэвид Ванн, Томас Нэйлор, Джон Грааф
http://fb2.booksgid.com/publicistika/140428-devid-vann-potreblyatstvo-bolezn-ugrozhayuschaya-miru.html
From: [identity profile] advocatspb.livejournal.com
Не каждая чужая постель, посуда и прочая обстановка доставляет. Собственное жилье некоторым эстетствующим требуется исключительно для комфортного пребывания в этом мире. В этом желании нет ничего рабского по отношению к деньгам, необходимым для покупки жилья.

Date: 2011-12-18 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] timurprosto.livejournal.com
"роль 6000 рублей в жизни героев Достоевского. То есть про такую сумму, которой было бы достаточно русскому интеллигенту для нормальной жизни"
А сегодня эта сумма какая?
Сколько вам достаточно?

Date: 2011-12-18 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] contradictor.livejournal.com
Не вполне согласен с Вами, Антон.

Дело в том, что уровень 6000 (или "хватает на жизнь") недостаточно достигнуть - его необходимо еще и сохранять. Согласитесь, в сегодняшней России это не последний вопрос.

И люди делают это разными способами - к примеру, инвестируя в средиземноморскую недвижимость. Что, в общем, подразумевает некоторые действия на рынке недвижимости, где легко втянуться в различного рода спекуляции с этой самой недвижимостью; и затем незаметно перейти из категории "я покупаю, чтобы обеспечить будущее" в категорию "я покупаю, потому что это выгодно". Граница тонка, перейти ее несложно; и человек, сам того не понимая, начинает зарабатывать over 6000 - просто потому, что ему кажется, мол, эти деньги лежат на дороге и грех их не поднять.

Другой вариант - зарабатывание денег впрок; но это, как правило, приводит к болезни "лишних денег", пользуясь Вашим же термином. Человек говорит сам себе, вольно или невольно - что он теперь имеет статус выше уровнем, и начинает накопления тратить. Далее понятно.

Таким образом, пред сегодняшним человеком, даже из интеллигентной советской семьи, ставится дилемма:

Либо все же отдаться на откуп культу потребления, и плавать в около-своем статусе, периодически бегая от кредиторов или царским жестом погашая задолженность на 3 года вперед.

Либо приложить все усилия на достижение и сохранение уровня 6000, с утилизацией излишков (в виде благотворительности, кстати - не самый худший вариант). Но сами по себе эти усилия - многим ли они отличаются от усилий того молодого, который разрывает собственный задний проход в попытках "оплачивать видимость несоразмерного доходам статуса"?

Date: 2011-12-18 02:40 pm (UTC)
From: [identity profile] naigoro.livejournal.com
Тут все же, видимо, акцент не только "эргономический", но и этический, хотя и то и другое входит в состав нормального рацио...

Вот во что пока никак не смог поверить, так это в так называемый "культ потребления", или - тем более - в "цивилизацию потребления". Придумали какие-то мифологемы, о сути которых не принято задумываться.

А никакого потребления не культивирует тот, кто занят демонстративным потреблением; это вовсе не потребления культ, а статуса самого. За атрибуты статус назначают цену, и дальше уже - вопрос выбора, что покупать. Цена ведь бывает и не в деньгах выражена.
Рациональный подход - за статус платить не деньгами. А деньги пускать на то, чего без них не купить - на настоящее потребление, накопления, или на матподдержку здорового общества (т. е. на благотворительность). Впрочем, да, последнее бывает и не за деньги, но одними безденежными способами оплаты ограничиться не выйдет.
Вот усилия, потраченные на накопление "на черный день" - они да, отнимают у благотворительности (и я тут тоже об этом писал выше), и это следствие хреново развитого общества и отсутствия нормальных институтов.
А затраты и усилия на "потребление", а реально - на статус - это, боюсь, не конкурирует внутри одной головы с затратами на благотворительность.

Date: 2011-12-18 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] adda-tazartir.livejournal.com
> И я этих молодых людей нисколько не виню. Просто им не повезло: они опоздали родиться, и не имеют опыта жизни в обществе, свободном от денег и мечты о деньгах.

Уж не СССР ли то идеальное общество, свободное от мечты о деньгах? Общество, где даже на нормальную обувь не хватало?

Вы как будто в основном про молодёжь говорите. Но опыт общения с людьми, свободными от культа денег, можно получить в любом возрасте. Эти люди - те самые классики литературы и других наук и искусств.

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 17th, 2026 03:04 am
Powered by Dreamwidth Studios