dolboed: (awake)
[personal profile] dolboed
Андрей Лошак в «Афише» вновь рассказывает о том, как неожиданно много народу поверило басням из его сериала «Полное затмение». Секрет успеха раскрывается в трёх фразах:

Стать Володиным, Мавроди или на худой конец Грабовым не сложно. Главное — врать и не краснеть. Люди поверят — это еще Геббельс заметил.

В комментариях к интервью — возмущение тех, кто не поверил байкам из сериала (и желает внести свой скепсис в протокол). Продвинутые читатели журнала намекают режиссёру, что люди, забросавшие и его, и героев сериала тревожными эсэмэсками, на самом деле просто прикалывались, а поверить в подобное нормальному человеку невозможно.

Мне кажется, что этот спор — ни о чём. Вернее, предмет спора не имеет никакого отношения к поводу (тому самому сериалу). Тут просто стоило для начала определиться, где телега, а где лошадь, и всё бы сразу встало на свои места.

Снежные люди, барабашки, НЛО и прочие жидомасоны, внедряющие в жизнь план Даллеса — это всего лишь товар на мировом инфорынке. Товар, который на тысячелетия старше и телевидения, и печатного слова.

Ликвидность этого товара зависит совершенно не от того, хорошо ли Геббельс научился запудривать красноту щек, Мавроди — сыпать обещаниями, а Грабовой — округлять глаза. Предложение тут определяется в первую, вторую и третью очередь — спросом. Когда публика требует, чтобы ей врали, то индустрия вранья будет расцветать пышным цветом, и годным сырьём для неё станет всё, что угодно: полтергейст, секреты быстрого обогащения, ковры-убийцы и протоколы сионских мудрецов. При этом совершенно не важно, насколько убедительным или нелепым кажется всё это враньё с точки зрения человека, который не предъявлял на него спроса.

А зачем публике нужно, чтобы ей врали — тоже ведь не Бог весть какой большой секрет. Спрос на враньё предъявляют люди, у которых не заладились отношения с окружающей реальностью и собственным местом в мире. Если человек боится трезво оглядеться вокруг, боится честно самому себе ответить на вопрос "как дошёл я до жизни такой", то, естественно, у него возникает острая нужда в такой картине мира, где всеми явлениями природы, событиями общественной жизни и финансовыми потоками рулят потусторонние силы. Человеку, который не готов ни за что в своей жизни отвечать сам, жизненно необходимо услышать и поверить, что именно эти тайные силы виноваты во всех его бедах (а заодно — и во всех чужих успехах, которым он привык завидовать).

Обслуживание этого спроса — бесконечный конвейер. На нём в любую эпоху и при любом строе можно неплохо заработать. Но вряд ли в процессе можно что-то новое понять про себя и окружающих. Если ты сам не нуждаешься в такого рода сказках, чтобы осмыслить происходящее вокруг, то тебе было и будет совершенно не важно, что сегодня расскажут в прайм-тайме НТВ или новом выпуске «Самой страшной газеты».

Date: 2012-10-09 08:58 am (UTC)
From: [identity profile] khait.livejournal.com
этот спор сродни вопросу, что было раньше курица или яйцо. на самом деле, уместно говорить о замкнутом круге

Date: 2012-10-09 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] maniacscientist.livejournal.com
Блин, я негодую. Ну до каких пор в вопросе "кто виноват?" между самим человеком и его окружением будет ставится операнд ИЛИ? Ну это же против всякого здравого смысла. Правильный операнд И, а потом спорьте о пропорциях до посинения.

Date: 2012-10-09 08:59 am (UTC)
From: [identity profile] stalkeranon.livejournal.com
Вот вам, кстати, любопытная инфа про хакера sporaw-а.
http://rghost.net/40866656

http://aboutsporaw.appspot.com/
Edited Date: 2012-10-11 09:43 am (UTC)

Date: 2012-10-09 09:02 am (UTC)
From: [identity profile] shunjat.livejournal.com
еще раз прекрасно сформулировано.

Date: 2012-10-09 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] xaxa.livejournal.com
есть канал рентв,с задорновым и анной чапмен,сказки обо всём.

Date: 2012-10-09 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] sidewinder0000.livejournal.com
Так именно по этому в 90-е расцвели всякие Кашпировские и Чумаки

Date: 2012-10-09 09:05 am (UTC)
From: [identity profile] the-bit.livejournal.com
Ну тут тоже собственно раскрыт секрет полившинеля, конечно. Но все равно - ППКС !!!

Date: 2012-10-09 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] aniri-irina.livejournal.com
"обратная реакция")))) да народ впитывает как губка и всему верит
Edited Date: 2012-10-09 09:16 am (UTC)

Date: 2012-10-09 09:17 am (UTC)
From: [identity profile] ujanus.livejournal.com
Очевидно же, что раньше было яйцо. Просто не куриное.

Date: 2012-10-09 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] khait.livejournal.com
хорошая попытка втянуть меня в софистику. в реальности вопрос в том, с какой степени сходства днк мы называем курицу курицей, а яйцо - яйцом курицы

Date: 2012-10-09 09:33 am (UTC)
From: [identity profile] elvis82.livejournal.com
Вчера по REТ-TV "Приключения секса в ХХ веке" - это не Лошак-2?

Date: 2012-10-09 09:56 am (UTC)
From: [identity profile] midnight-edk.livejournal.com
Т.е. во все тв-небылицы верит и ими интересуется человек, не желающий принимать решения, и в следствии этого, живущий не так, как ему хотелось бы (а поменять сил нет, ибо надо делать судьбоносные решения). То есть закомплексованный человек охотнее верит в псевдонаучную околесицу желтушных передач, ибо в нелогичном, потустороннем, необьяснимом он видит причину своих комплексов, проблем. В этом я согласен.
Но есть и исключения. Знаю женщину, замдиректора большой строительной компании, волевой человек, постоянно развивает себя как управленца и начальника. Но когда узнал, что она поклонница Битвы экстрасенсов - очень удивился.

Date: 2012-10-09 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] siyanie.livejournal.com
Как прекрасно Вы отрицаете собственное существование :))))

Date: 2012-10-09 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] revliscap.livejournal.com
если ы не шизофреник, это ее не значит, что за вами не следят

Date: 2012-10-09 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] algol78.livejournal.com
А как у нее с личной жизнь, с детьми? Не удивлюсь, если очень плохо, отсюда и комплекс неполноценности, и, как следствие, любовь ко всякой потусторонней чуши, которая эти ее проблемы может якобы решить.

Date: 2012-10-09 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] fred2265.livejournal.com
Такие вещи иногда кажется, само выполнение.ImageImage

Date: 2012-10-09 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] baster-loyd.livejournal.com
бабушки и дедушки во всех странах мира верят телевизору. этой участи вам тоже не избежать.

Date: 2012-10-09 11:13 am (UTC)
From: [identity profile] yorgan.livejournal.com
Der schlimmste Feind jeder Propaganda ist der intellektualismus(c)Paul Joseph G.

Date: 2012-10-09 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] alex-fish.livejournal.com
Очень точно написано, редко делаю репосты, но это пожалуй утащу.

Date: 2012-10-09 11:25 am (UTC)
From: [identity profile] mikerrr.livejournal.com
Не все так односложно.
Есть и другие причины для такого вранья. Например оплаченное предложение (на спрос плевать), аудитория в виде 1-2 человек...
И верить можно не только потому, что хочется обманыаться (хотя это одна из основных причин, правда). А, к примеру, потому что оыпт у человека такой. Заговор в компании, где он работал, потом его увольнение - и, вуаля, ситуация переносится и на другие события....
Собственные грабли сидят глубоко и постоянно заставляют думать, что вокруг есть такие же грабли. Только побольше.

Date: 2012-10-09 12:10 pm (UTC)
From: [identity profile] belenky.livejournal.com
Дайте, пожалуйста, перевод.

Date: 2012-10-09 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] shortcircuit-ru.livejournal.com
тов. Носик, ну есть летающие тарелки, есть же, ебёнть!
Я сам видел, когда ещё пить и курить не начал.

Date: 2012-10-09 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] display-none.livejournal.com
Надо же как-то объяснить себе почему я лежу в луже а сосед ездит на BMW.

Понятное дело что сосед вор, проститука, до чего страну довели, разворовали олигархи проклятые, в России жить нельзя, жиды с хачами заняли все рабочие места и мне устроится некуда, Госдеп изуородовал мою страну, пойду выпить.

Date: 2012-10-09 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] veselyi-rodzher.livejournal.com
таких примеров десятки, может даже тысячи - некоторые более примитивные, другие более изощренные, некоторые обманыют,а некоторые заблуждаются. Взять хотя бы книжки Дэна Брауна со всем их превдоисторическим бредом ,а ведь его книги распродавались сотнями тысяч экземпляров, фильмы по ним снимали и сколько народу верит во весь этот бред. А сколько народу верит лживым обещаниям политиков, сколько ежедневно читают астрологические прогнозы, сколько верит во всякую религиозную чушь,в народные средства в программе Малахова и т.д и т.п.

Date: 2012-10-09 01:30 pm (UTC)
From: [identity profile] lexa.livejournal.com
> Когда публика требует, чтобы ей врали...

> Спрос на враньё предъявляют люди, у которых
> не заладились отношения с окружающей реальностью...

Это довольно детская отмазка, далекая от реальности. На самом деле, плохие отношения с окружающей реальностью - это и есть вечная реальность жизни. Человек никогда не был в идеальных и стабильных отношениях с реальностью. Существование в этом мире всегда было борьбой.

Однако ни бушмен в Сахаре, ни охотник в Сибири не "требовали" от кого-то мегабайтов ежедневного вранья. Этим людям, при всех трудностях жизни, просто в голову не приходило, что им может серьезно помочь отвлеченный треп каких-то виртуальных персонажей на другом конце света, безо всякого отношения к конкретным, сиюминутным делам бушмена и или охотника. Эти ребята разруливали свои отношения с реальностью прямо на месте, в этой самой реальности. Или не разруливали - и получали премию Дарвина.

А вот потом появились определенные технологии, которые стали переносить борьбу с окружающим миром в новое, удобное для НИХ место. Например, СМИ, которые захватывают мозги. Вот им действительно нужна определенная информационная липучка, чтобы подольше держать мозги захваченными.

Так что твоя байка про обсуживание спроса - это, извини, XIX век, Карлсон-Энгельсон с банкой варенья. А сейчас фишка в том, что никакого варенья нету - ни у "заказчика", ни у "обслуживателя".

Потому что они - просто две куклы на одной веревке. И управляет ими, как ни крути - веревка. Доказать это очень просто. Не было бы веревки, не было бы игры в спрос-предложение.

Товарищу Маклюэну просто не хватило пары шагов, чтобы сказать эту правду: The media is the VIRUS itself.

Date: 2012-10-09 01:47 pm (UTC)
From: [identity profile] scymen.livejournal.com
Ну, всё относительно. Например, Путин - главный архитектор нынешней воровской России, это ли не бестселлер на рынке вранья?
Что касается ТВ. Вряд ли большинство так уж сильно поверяет себя НТВ, 1 каналом, РТР и т.п. Телевизор для масс как жвачка, дешёвые сигареты и пиво, такая же вредная привычка. Как говорится, "привычка свыше нам дана - замена счастию она".
Edited Date: 2012-10-09 01:56 pm (UTC)

Date: 2012-10-09 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] military-enigma.livejournal.com
"Cамый страшный враг любой пропаганды - это интеллектуализм".

Date: 2012-10-09 03:30 pm (UTC)
From: [identity profile] smirnoff-98.livejournal.com
Что бы ни говорил Лошак, мокьюментари вышло слабое, вторичное. То ли трезвой самооценки ему не хватило, то ли таланту. Но рядом с Питером Джексоном - просто детский сад.

Date: 2012-10-09 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_iga/
> Спрос на враньё предъявляют люди, у которых не заладились отношения с окружающей реальностью и собственным местом в мире.

А разве спрос на кокаин не от этого же возникает?

Date: 2012-10-09 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] lexa.livejournal.com
Ваш остроумный стэнфордский дядька наверное очень хорош для того, чтобы пудрить мозги девочкам в баре. Но к тому, что я сказал, его банальности не имеют никакого отношения.

Есть такие "загадки истории", как вымирание целых городов от вирусных инфекций. И этим вирусам было совершенно пофигу, насколько ленивые или работящие, жадные или щедрые люди жили в этих городах. Вирусу интересно только собственное выживание, которое определяется условиями среды, ее связностью.

При этом, чем более связная среда (обеспечивает более быстрое заражение новых жертв), тем более опасные штаммы вируса в ней развиваются. Вирусу попросту не надо заботиться о выживании жертвы, если он успевает быстро размножиться и найти новых жертв.

Попробуйте посмотреть на появление СМИ с этой точки зрения, а не цитировать банальности из книжек типа "Древняя история для чайников".


Date: 2012-10-10 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] lexa.livejournal.com
Ну вот и замечательно. Осталось только, чтобы вы не применяли к моим комментам понятие "теория заговора". Потому что я нигде не говорил о каком-либо сознательном плане. Странно было бы считать, что у вируса гриппа есть план по контролю над людьми - у него просто нет мозга, чтобы планировать заговоры.

Точно также и появление новых средств коммуникации можно объяснить самоорганизацией, которая никак не планируется и не имеет цели. Я просто пишу о СМИ как о третьем участнике проблемы, про которого Антон так упорно забывает. Он так много пишет про кукол-заказчиков и кукол-исполнителей, но ни слова говорит о паразите-посреднике между ними.

Date: 2012-10-10 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] refilip.livejournal.com
Хочу обратить внимание на один акцент Антона, с которым не вполне согласен. В неявной форме в тексте присутствует предположение, что человек, который не удовлетворен своим местом в мире, виноват в этом только сам. Конечно, в первую очередь, сам. Но не только. Иногда назвать все общество "больным" вполне уместно. Сейчас в отношении сегодняшней России такое определение уместно в связи с степенью социального расслоения населения.

Date: 2012-10-10 12:46 pm (UTC)
From: [identity profile] lexa.livejournal.com
Ха. Я бы сам с удовольствием почитал про его эволюцию. Но кажется, никто пока не хочет смотреть на спрута с такой стороны.

Хотя аналогии у нашей мамки-природы безусловно есть, и очень наглядные. Это, например, переход от одноклеточных к многоклеточным. Нервные клетки, которые рулят остальными клетками, потерявшими автономность.

У Маркова в книжке "Рождение сложности" есть интересный пример того, как это начинается. Одноклеточные бактерии, которые при делении теряют способность "расклеиваться" - но в результате этого сбоя получаются такие колонии, которые всплывают на поверхность и получают больше еды, чем одинокая бактерия. То есть лишняя связность дает некоторые преимущества, и потому закрепляется.

Однако фишка в том, что главное преимущество в итоге получает не отдельная клетка, а совместный организм-колония. А отдельная клетка может оказаться и в пролете от такого коллективизма: например, у нее теперь больше шансов заразиться, поскольку связность отменяет часть защитных барьеров.

Date: 2012-10-10 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] lexa.livejournal.com
Пример с Америкой интересный, потому что у меня тут получается несколько иной вывод.

Америка - страна эмигрантов, она ими создана. Однако эмигрант - это не просто человек, который работает за копейки. Есть исследования, согласно которым имеется сильная корреляция между страстью к переездам и наличием "гена авантюризма", который отвечает за пониженную чувствительность к дофамину, что и заставляет человека искать новых острых ощущений. Война, экстремальный спорт, путешествия - варианты таких ощущений.

Но что же получается с детьми эмигрантов? У них в счастливой Америке все хорошо, никуда бежать уже не надо... а гены авантюризма требуют движухи. И тогда начинается ку-клус-клан и прочая стрельба в школах. Начинается поиск методов подавления - прозак, риталин - либо методов суррогатной новизны.

И тут получается, что медиа-паразит выполняет вполне "полезную" (для общества) роль этой суррогатной новизны. Когда самолет врезается в WTC, каждый американец переживает это как разрушение собственного дома, причем даже несколько раз - благодаря многократным повторам СМИ. И конечно, выпуск нового iPhone он переживает так, словно это его ребенок. Опять же, благодаря спруту.

Вот и получается движуха, тот же дофаминовый приход, только значительно дешевле (для страны) за счет бесплатного копирования стимула.

Так что отношения людей с медиа-паразитом вполне можно даже перевести в экономику и просчитать конкретные приходы-расходы... и даже может быть назвать политкорректным словом "симбиоз".

Касательно того, насколько эта тварь может разрастить. Во-первых, питательность среды все-таки не резиновая; каждый кризис возвращает к реальности.

Ну а во-вторых, тварей на самом деле несколько. То есть им приходится не только людей завоевывать, но и конкурировать друг с другом.

В общем, у нас еще есть шанс, Джон Конор. Мы же видели сгоревшую Останкинскую башню :)

Date: 2012-10-10 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] lexa.livejournal.com
Тут я по идее должен закричать: мой роман "2048" - как раз про это! Но тогда вся дискуссия будет выглядеть как затяжной партизанский маркетинг, да? :D

Date: 2012-10-10 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] rocky-3.livejournal.com
Сдается мне, запрос на вранье связан не только с необходимостью услышать, что тайные силы виноваты во всех бедах, но и просто с желанием найти объяснение, максимально последовательное и логическое, процессам человеческой деятельности.
У меня есть знакомый, - достаточно успешный и самодостаточный дизайнер (нет, не Артемий Лебедев ;-), и он верит в теорию заговоров.

Date: 2012-10-11 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] poshtarboba.livejournal.com
я ничего не понял. вернее, я абсолютно не в теме кто такой Лошак, что за сериал и басни, не смотрю НТВ и не читаю Самую страшную газету. и, честно говоря, не сильно хочется об этом всём узнать. с радостью прочитаю про что-то более интересное, жду постов о политике, гаджетах, лытдыбре и чём-то ещё.

Date: 2012-10-12 12:39 am (UTC)
From: [identity profile] vitaly-nasennik.livejournal.com
Пытаюсь применить Ваши утверждения к конкретике - и не могу. Вот, скажем, американская лунная афера. Ну подумаешь, жулики из НАСА "освоили" $25 млрд денег налогоплательщиков и соврали, что за эти деньги якобы на Луну слетали, эка невидаль! Бизнес на этом делают, например, жулики типа Олдрина, который берёт по $2000 за час за рассказы о том, чего он на самом деле не делал - уж очень народу хочется чувствовать свою сопричастность к тому "Великому Человечеству", которое по Луне разгуливает. По отношению к этому вопросу существуют две большие группы - "защитники НАСА" и "опровергуны". Так вот, у меня возникли проблемы с применением Ваших критериев к этим группам. Скажем, это именно "защитники" упрекают "опровергунов" в зависти к достижениям США. А следовательно, возникают обоснованные сомнения в этих критериях, проще говоря, подозреваю, что очередное фуфло Вы пытаетесь нам толкать.

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 17th, 2026 11:12 am
Powered by Dreamwidth Studios