dolboed: (paparazzi)
[personal profile] dolboed
Самым сильным впечатлением от последней поездки в Стамбул оказались Дарданеллы.
Пролив, соединяющий Средиземное море с Мраморным, стал в 1915 году местом проведения, возможно, самой неудачной операции британской армии в минувшем столетии. Безуспешная попытка англичан установить контроль над морским путем к Константинополю стоила жизни полумиллиону солдат с обеих сторон. Самое интересное, что для последующего развития событий эта трагедия не имела вообще никаких последствий — ни военных, ни политических. Турок союзники вскоре благополучно растоптали, взяв Константинополь и отняв у империи все ее ближневосточные владения. Военный министр Уинстон Черчилль, которому мясорубка в Галлиполи должна была, по общему мнению, стоить карьеры, продержался в политике еще целых полвека на первых ролях. А молодой турецкий офицер Мустафа Кемаль, которого едва не убили в тех боях, стал, без преувеличения, величайшим реформатором ХХ столетия — и, бесспорно, самым почитаемым в современном мире правителем того периода. Это, впрочем, история.

На первый взгляд местность, где проходили бои, ничем не примечательна: жара, пыль, невзрачные турецкие деревушки, сосны, поля подсолнухов, знакомые массовому российскому зрителю по лучшим кадрам «Турецкого гамбита», пляжи, обелиски и военные кладбища. Но через пару часов пребывания в этом странном месте начинаешь проникаться его простой красотой и нелепым ужасом здесь случившегося. Отдельного внимания заслуживает стелла с обращением Мустафы Ткемальевича к матерям погибших британских солдат. Постановка вопроса, прямо сказать, непривычная даже для наших вегетарианских времен. Спичрайтерам Буша и Путина такого не сочинить.

Date: 2005-07-09 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] dontwait.livejournal.com
у, у, я знаю!
это были не британские солдаты, а новозеландско-австралийские солдаты под британским предводительством, и главным политическим последствием было то, что после этого австралия и новая зеландия перестали давать англии свои войска, а стали сами за себя!

Date: 2005-07-09 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeax.livejournal.com
Мне нравится история про дарданелльские крепости и пушки времён Сулеймана, пристрелянные так, что вошедший безлунной ночью в пролив английский крейсер получил полдесятка здоровенных каменных ядер, которые, конечно, не причинили ему вреда, но удивление вызывали неподдельное.

Date: 2005-07-09 05:05 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Это что за история?

Не скажу за Сулеймана, но пушка, изготовленная для его предка Мехмета II, хоть и перезаряжалась раз в три часа, способна была пробить стену Константинополя, и каменное ядро из нее летело на полтора километра.

Date: 2005-07-09 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] pupyrchaty.livejournal.com
Да. Думаю, что мало кто в нашем безумном мире способен на такие слова бывшему врагу, как те, которые написаны на стелле

Date: 2005-07-09 05:07 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Они, конечно, были ANZAC.
Но воевали там под британским флагом.
Что до давания Англии войск - думаю, их не особо с тех пор и просили.

Date: 2005-07-09 05:09 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Сейчас как раз такая риторика в моде - типа, we are the world, we are the children.
Просто она у наших торговцев лицом вымученная и выморочная.
А у Ататюрка она совершенно искренняя, причем это все сказано в годы Голодомора, московских процессов и прихода Гитлера к власти.

Date: 2005-07-09 05:10 pm (UTC)
From: [identity profile] dontwait.livejournal.com
ну все равно, для них вполне себе биг дил (я просто с кучей туземцев общалась на эту тему и впечатлилась)

Date: 2005-07-09 05:13 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Там даже были отдельные подразделения маори.
Одно из них чуть Ататюрка в лоскуты не порвало.
Хорошо, что не порвало, кстати.

Date: 2005-07-09 05:14 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeax.livejournal.com
Собственно, я всю историю уже рассказал. Я просто представляю себе охуение британцев, представь себе: ночь, в пролив втягивается броненосный крейсер Его Величества, последнее творение имперской военной машины, на борту — отборные офицеры, белая кость, они намерены стереть в порошок этих варваров, и тут из кромешной темноты раздаётся "бум" и прилетает полутонное каменное ядро, гулко отскакивает от бронепалубы и падает в море. За ним второе, третье... Представляешь, что они там на этом крейсере успели подумать?

Date: 2005-07-09 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] pupyrchaty.livejournal.com
Действительно забыл добавить слово искренняя. Ататюрк вобще был очень сильной и яркой личностью, которая импонирует мне много больше многих его современников. Таких людей сегодня сильно не хватает.

Date: 2005-07-09 05:34 pm (UTC)
From: [identity profile] motkin.livejournal.com
Предлагаю тебе делать новый юзерпик каждый раз, когда ты покупаешь фотоаппарат.

Date: 2005-07-09 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] keen.livejournal.com
ну, маори и в Африке отличились в 1941-м

Date: 2005-07-09 06:16 pm (UTC)
From: [identity profile] neznaika-nalune.livejournal.com
... А так же армянского геноцида, совершённого именно сторонниками Ататюрка. Обращение впечатляет, но нужно учитывать обстоятельство что младотюрки просто хотели слиться в экстазе с западной цивилизацией, и одно из проявлений - максимальная лесть к бывшему противнику.

Date: 2005-07-09 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lk-net.livejournal.com
a ti k nam v poezdky ne sobiraeshsia?

Date: 2005-07-09 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
Черчилля еще на фиг вышибли.

Date: 2005-07-09 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
А так же травли англичанами курдов ипритом и прочих славныз подвигов (под аплодисменты британского журналиста Черчилля). Проблема лиь в том, что тогда и правда было более цивилизованное время.

Date: 2005-07-09 08:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mi-b.livejournal.com
так потом еще была война, тоже с немцами, если не слышали. и вопрос посылки войск в Британию или подготовки к вторжению японцев стоял в Австралии очень остро; и войска в Британию послали, несмотря на японцев

Date: 2005-07-09 08:58 pm (UTC)
From: [identity profile] maratguelman.livejournal.com
Я тоже в свое время с Юлей от пролива просто офигел.

Date: 2005-07-09 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] namlah-soodah.livejournal.com
Кемальч СИЛЬНО сказал!!! Пока читала, мурашки бежали по спине и обратно ... спасибо за фотот-очёт ...

Date: 2005-07-09 10:21 pm (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Вы, видимо, решили в полной мере оправдать свой nickname.
В апреле 1915 года, когда начался армянский геноцид, Мустафа Кемаль как раз командовал небольшим контингентом турецкой армии в Галлиполи. Никаких "сторонников", кроме прямо подчиненных ему солдат, у него на тот момент не было (политикой он занялся лишь в октябре 1918).

Первым президентом Республики Турция Мустафа Кемаль был избран 29 октября 1923 года, т.е. спустя 8 лет после этой чудовищной истории. Никакими историями, подобными геноциду армян, его правление не ознаменовалось, хотя на недостаток властных полномочий Ататюрк пожаловаться не мог: их у него было не меньше, чем у Сталина или Гитлера.

Date: 2005-07-09 10:37 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-merkurov.livejournal.com
ты во время вернулся

Очередной теракт в Турции - на юго-востоке страны взорван грузовик (http://www.newsru.com/world/09jul2005/gruz.html)

Date: 2005-07-09 11:34 pm (UTC)
From: [identity profile] neznaika-nalune.livejournal.com
Я, наверное, недостаточно подробно обьяснил. Я не обвиняю лично Ататюрка в геноциде, но именно его идеологические подвижники из "младотурков" были весьма активно замешаны в геноциде и репрессиях против армян и других меньшинств. Что подтверждате тот факт что при Ататюрке и после геноцид замалчивался - а то можно было бы валить на "кровавый Османский режим".

Некоторые материалы (далеко не обьективно, но общее представление есть), например, здесь:
http://www.armenian-genocide.org/encyclopedia/young_turks.htm

Вообще Ататюрка я очень уважаю, но сохраняющийся у турков культ личности и почти
идолопоклонство к нему несколько забавляет.

Date: 2005-07-10 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Младотурки были козлы и пидарасы.
Не меньшие, чем их предшественники по руководству Османской империей.

Ататюрк провел свою игру, суть которой сводилась к реформам петровского масштаба, минус петровский масштаб истребления собственного народа. Ататюрк избавил свой народ от судеб иранцев, иракцев и суданцев. За что его народ его и благословляет. И правильно делает. Но это их турецкое внутреннее дело.

Еще Ататюрк избавил нас, европейцев, от страшного геморроя в виде Ирана-Ирака на территории современной Турции. За что ему уместно было б поставить памятники в каждом европейском городе.

Date: 2005-07-10 12:51 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Про Галлиполи - no way.
Про Константина Драгаша и Мехмета II - возможность исследуется.

Date: 2005-07-10 12:52 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
У меня на эту минуту даже визы нет.

Date: 2005-07-10 12:56 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Ну, это против регулярной армии, и не там, куда я езжу.

Date: 2005-07-10 04:39 am (UTC)
From: [identity profile] pitel.livejournal.com
Безуспешная попытка англичан установить контроль над морским путем к Константинополю стоила жизни полумиллиону солдат с обеих сторон. Самое интересное, что для последующего развития событий эта трагедия не имела вообще никаких последствий — ни военных, ни политических.
Ну что Вы! Здесь с вами согласиться ну никак нельзя. Если бы англичане не прошляпили ( именно прошляпили ) эту битву события мировой истории с очень большой вероятностью сложились бы совсем иначе. Немцы бы быстрее проиграли. В России не создалась бы революционная ситуация. Отношения англичан с арабами были бы более рациональными, и, вследствии этого не возникло бы болезненного узла в Палестине. Карьера Черчилля не была бы отброшена на четверть века назад, и этот долбоеб Чемберлен не стал бы премьером, и, соответственно, карьера Гитлера не была бы столь блистательной.
Такая вот фантазия. В общем некоторые ( многии ) британскии историки 1-ой мировой верят в нее.

Date: 2005-07-10 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Это все сослагательные наклонения, которых история не терпит.
Я же говорю о совершившихся фактах.
По фактологии проигравшие ту битву через три года выиграли войну.
Победители в той битве спустя три года исчезли с карты мира.
Черчилль, потерявший один министерский портфель в 1915 году, получил следующий уже в 1917, и портфель этот был снова военный (министр вооружений). Перерыв в политической карьере Черчилля составил те полтора года, в которые он ушел на фронт, где нагулял себе очки к послужному списку.

Что до революционной ситуации в России, то по гнилости и трухлявости Николай II и его режим дали бы 100 очков форы султану Абдулхамиду. Взятие власти большевиками - доказательство того факта, что власть в России мог взять в тот момент совершенно любой урод. С битвой в Галлиполи это никак не связано. Полезно почитать историю дела Бейлиса, чтобы понять уровень некомпетентности, невменяемости и криминальности царского правительства за несколько лет до Галлиполи.

Date: 2005-07-10 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] pitel.livejournal.com
Спорить на такие сослагательные темы довольно бесполезно, имхо. Только отмечу, что Ваше "Самое интересное, что для последующего развития событий эта трагедия не имела вообще никаких последствий" имеет также сослагательный смысл; разве, что чуть-чуть завуалированный. Когда Вы говорите, что исход какой-то битвы не повлиял на ход истории, вы утверждаете, что если БЫ исход был другим, то ничего БЫ не изменилось.

Date: 2005-07-10 05:15 pm (UTC)
From: [identity profile] romx.livejournal.com
Да, Ататюрк это вам не Туркменбаши.
Текст впечатлил.

Date: 2005-07-11 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] vaf.livejournal.com
Стамбул англичане не "взяли", а заняли. Штурма города не было.

Date: 2005-07-11 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] arkhip.livejournal.com
австралия и Новая зеландия стали за себя не после дарданелл, а после Вестминсерского статута. Что, впрочем, не помешало всем доминионам (кроме ЮАС, который оставался нейтральным ещё полгода) объявить войну Германии сразу вслед за Британией и послать экспедиционные силы в Старый Свет

Date: 2005-07-11 07:37 am (UTC)
From: [identity profile] arkhip.livejournal.com
Вы, видимо, не в курсе того, что творил правая рука Ататюрка генерал Карабекир на армянском фронте в 1920 году. А резня, которую в 1922 году устроили кемалисты в Смирне (уже против греческого населения) стала чуть ли не нарицательной. Так что изучайте историю, она рулез

Date: 2005-07-11 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] arkhip.livejournal.com
Свой. может, и избавил. А вот судьба всех прочих народов, населявших территорию современной турции, была крайне незавидной. Армян, выживших в 1915 году, дорезали, греков частью вырезали, частью депортировали, курдов переименовали в "горных турок" и запретили пользоваться родным языком

Date: 2005-07-11 07:43 am (UTC)
From: [identity profile] arkhip.livejournal.com
По крайней мере Ниязов именно Ататюрка и копирует. даже в мелочах

Date: 2005-07-11 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] romx.livejournal.com
Вот только получается... как всегда вобщем.

Date: 2005-07-11 08:03 am (UTC)
From: [identity profile] arkhip.livejournal.com
а черт его знает, получается или нет. Турция при Ататюрке была вовсе не райским местом

Date: 2005-07-11 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] dolboeb.livejournal.com
Турция, конечно же, не была райским местом. Но и никакая страна не была между 1923 и 1938-м. Сравнивать надо не с недостижимым идеалом, а с реалиями - будь то соседскими или своими же до Ататюрка.

Что касается Ниязова, то он совершает работу, прямо противоположную той, которую проделал Ататюрк. Ататюрк взял темную и отсталую полусредневековую страну и малой кровью вытащил ее в ХХ век. Туркменбаши взял бывшую советскую республику и пинками загоняет ее в средневековье. Общее между ними - разве что культ личности, да и то исключительно на первый взгляд.

Date: 2005-07-11 09:41 am (UTC)
From: [identity profile] arkhip.livejournal.com
Турция, конечно же, не была райским местом. Но и никакая страна не была между 1923 и 1938-м. Сравнивать надо не с недостижимым идеалом, а с реалиями - будь то соседскими или своими же до Ататюрка.

А я, собственно, и сравнивал с соседями

Что касается Ниязова, то он совершает работу, прямо противоположную той, которую проделал Ататюрк. Ататюрк взял темную и отсталую полусредневековую страну и малой кровью вытащил ее в ХХ век.

Туркменбаши взял бывшую советскую республику и пинками загоняет ее в средневековье. Общее между ними - разве что культ личности, да и то исключительно на первый взгляд.

Вот как раз культ личности Туркменбаши копирует практически детально. Равно как и методы расправы с неугодными, и политику в отношении национальных меньшинств. А ещё вот мы смеемся над тем, как туркменские учёные усиленно доказывают, что туркмены издревле были светочем цивилизации и изобрелли всё от колеса до высшей математики включительно. Так вот, Ататюрк занимался ровно тем же самым

Хм... Сотни тысяч жертв геноцида - это по-Вашему малая кровь? Да и никуда он собственно её не вытащил. Создал предпосылки для вытаскивания, это верно. Но преувеличивать не надо.

Date: 2005-07-13 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] ex-brendichk126.livejournal.com
Армянский геноцид начался не в апреле 1915, а гораздо раньше. Массовые этнические чисты имели место еще во второй половине 19 века.

Date: 2005-07-18 09:43 am (UTC)
From: [identity profile] amatuni.livejournal.com
"Абдул-Хамид стремился отвлечь внимание народа от истинных виновников тяжелого положения страны, засилья иностранных держав, пытался погасить огонь национально-освободительной борьбы. В 90-х годах "кровавый султан", как стали его называть в Европе, организовал погром армян в Сасуне и других районах Восточной" Анатолии, а также в столице. Во время этих столкновений погибло около 300 тыс. человек."

http://turkey-info.ru/history/20century/abdulkhamid_tirany.html

бревно, соринка.

Date: 2005-07-20 10:10 am (UTC)
From: [identity profile] ex-ex-riser.livejournal.com
очень здравый комментарий.

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 17th, 2026 07:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios