dolboed: (tibet)
[personal profile] dolboed
Прочитал на сайте ВТБ подробный рассказ о том, насколько крута «Армата», как скоро весь мир начнёт копировать танкостроительные решения «Уралвагонзавода», и как сильно завидуют российским военнослужащим американские танкисты, у которых, конечно же, такого совершенного чуда техники не будет никогда.
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ
Потом прочитал в «Новой газете» обзор того же танка от Павла Фельгенгауэра. Там несколько в ином свете всё описано, хотя серьёзных расхождений по поводу ТТХ между двумя текстами нет.

Наконец, на сайте военно-технического сборника «Бастион» посмотрел огромный репортаж на ту же тему, с кучей фотографий, схем, таблиц и цитат из разных специалистов. Чтение захватывающее, даже обидно, что я так мало смыслю в бронетехнике, и даже не играю в World of Tanks... Отдельно заинтересовала приводимая там цитата американского политолога Майкла Кофмана. Вот как она выглядит в изложении ИТАР-ТАСС:

Россия ясно продемонстрировала, что, "несмотря на западный нажим и санкции, она смогла создать эту новую линию военной техники", - сказал Кофман, который ранее работал в университете национальной обороны США. "На Западе ничего подобного - серьезной работы над танком нового поколения - и близко нет", страны Запада "выставлены в позорном свете", добавил он.
Парад стал сигналом, что в плане обороноспособности "Россия никуда не делась и не слабеет", продолжал Кофман. "Европейцев это настораживает", - считает он.
"А россиянам это сигнал: вот наш путь к победе, - продолжал он. - Несмотря на западный нажим, мы добились этого технологического успеха. Россия сильна". "Это показывает им, что Россия может справиться и выйти победительницей. Для меня в этом был смысл данной части парада", - резюмировал он.


Когда я вижу такую цитату, вложенную российским государственным СМИ в уста американского эксперта, то мой безусловный рефлекс — проверить, мог ли он такое говорить на самом деле. На Гугле я не забанен, и релевантный фрагмент выступления Кофмана отыскал без труда. В нём же нашёлся ответ, почему вдруг вашингтонский эксперт начинает говорить про Россию «мы», хотя на россиянина нисколько не похож:

Кто найдёт в этом тексте какой-нибудь намёк на фразу «страны Запада выставлены в позорном свете» — может смело взять с полки пирожок. Я там таких оценок не нашёл. Спикер, процитированный ТАССом, прямым текстом говорит, что модели, показанные на Красной площади, сделаны специально для парада, это небоеспособные прототипы, а их запуск в серию постановка на вооружение армии ни российской ВПК, ни военным сегодня не по карману... Зато я нашёл объяснение, почему Кофман говорит про россиян «мы», и что он сам думает об этой риторике. Вот перевод заключительной части отрывка:

Русским Владимир Путин пытается сигнализировать: "смотрите, вот путь к победе. Вы можете видеть, что, несмотря на западное давление, мы способны добиться этого технологического успеха, Россия сильна". Это способ показать им свет в конце тоннеля, показать, что Россия может упорствовать и выйти победителем. Для меня в этом был смысл данной части парада, с этой впечатляющего вида бронетехникой. А в реальности увидим ли мы эту «Армату» на Украине, или увидим ли мы её массивную постановку на вооружение в российской армии, — нет, я думаю, этого не случится ещё достаточно много лет.

Прав Кофман, или нет, я судить не берусь. Просто полюбопытствовал, в самом ли деле он так горд за Россию, и так стыдится, что его родная Америка отстала по части муляжей на танковых парадах...

Как выше уже сказано, в танках я вообще не специалист. Мне тут больше медийный аспект интересен. Целый глава вашингтонского корпункта ТАСС отправляется слушать часовое ток-шоу экспертов в Вилсоновском центре — ради того, чтобы переврать пару абзацев из одного прозвучавшего там выступления, и добавить к ним отсебятину про «позорный свет». Потом в московском отделе «Армия и ОПК» редакции ТАСС пишется про это простыня на три экрана, которая перепечатывается десятками СМИ, сотнями сайтов, блогов и сообществ, с заголовками типа «Западные эксперты в восторге от военной техники на Параде Победы в Москве». До этого места всё просто, понятно и привычно. Есть бабло на пропаганду, эти бюджеты растут одновременно с падением расходов на образование, медицину, ЖКХ, социалку и культуру — надо осваивать, их и осваивают. Кормятся как умеют, и чем привыкли.

Но вот другая пресса — та, которая бы хорошо разбиралась в фактах, рыла первоисточники, проверяла факты, умела бы понятным русским языком объяснить читателю важные вещи про военную технику — она, извиняюсь, где? Я не спрашиваю, почему ни у кого, кроме госСМИ, нет денег отправить корреспондента в Вилсоновский центр, это как раз очевидно: кризис в стране, рекламные бюджеты схлопнулись, не до грибов. Но хотя бы понятным языком объяснить простому читателю, обоего пола, важнейшие вещи про оборонку — неужели никому не кажется интересным?!

Я тут не говорю про калибры, боекомплект, возможности БИУС, сравнительную поражающую способность ПТУР и БПС. Про это и на сайте Внешторгбанка можно прочитать. Но вот сама по себе актуальность танков в современной войне — она какова? Вот, выпустят на наши деньги 2300 таких Т-14 к 2020 году, и что? И зачем? Париж на них брать поедем? Киев усмирять? Американскую ядерную угрозу сдерживать? Или в Китай-Индию продадим? А Китаю-Индии они зачем?

Мне кажется, что среди миллионов россиян, которые с начала мая читают, смотрят и слушают новости про «Армату», немало таких, кому ответы на эти вопросы интересней, чем дальнобойность и калибр отдельных видов пушек. И я уверен, что на эти вопросы можно дать вразумительный, понятный ответ — опираясь и на действующие военные доктрины, и на опыт ведения войн за последние 30-40 лет, и на конъюнктуру мирового рынка оружия. Но почему-то не вижу таких материалов в открытой печати. А вижу одни сплошные ТТХ, про которые по-прежнему непонятно, что в нашей жизни от них зависит.

PS. Вполне допускаю, что я пропустил какие-то важные публикации про будущее танковых войн — рад буду ссылкам на упущенное в комментариях.

PPS. В качестве такого разбора, который мне представляется хорошо объясняющим непонятные профану материи, могу предложить сегодняший лонгрид про «Роскосмос» и его проблемы от [livejournal.com profile] zeleniykot. Конечно, автору можно предъявить, что он — недостаточно эксперт в отрасли, но он об этом сам же первый заявляет. И для журналиста это совершенно не приговор. Лучшие журналистские тексты по отраслевым проблемам пишутся отнюдь не инсайдерами этих отраслей, а людьми, умеющими грамотно обрабатывать и спокойно подавать информацию.

Date: 2015-05-18 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] Флёнушка Мурашкина (from livejournal.com)
Спасибо.

Date: 2015-05-18 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] maxdz.livejournal.com
Страна под санкциями, мозги и баблос разбегаются, ракеты падают, массовые невыплаты зарплат/увольнения и неплатежи по кредитам уже начались, а скоро начнётся "банкопад".

Ну какие могут быть в этой стране современные танки? Тапки!

Date: 2015-05-18 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] qulac73.livejournal.com
Бутафория а не танк.

Date: 2015-05-18 11:18 am (UTC)
From: [identity profile] slon48.livejournal.com
Возможности модернизировать советские технологии не безграничны и скоро заканчиваются.
А собственных толком и нет. Как обычно на выходе получим кусок дерьма.

Date: 2015-05-18 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] maxdz.livejournal.com
П.С. А что касается западных военных экспертов - многие сидят на баблосе местных ВПК. А "русская угроза" это хорошая возможность продать увеличение расходов на ВПК избирателям.

Date: 2015-05-18 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] hippusha.livejournal.com

Вот же негодяи...

Date: 2015-05-18 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] samopisec.livejournal.com
Повторение недостатков еще Т-34, в первых сериях которого был очень плохой обзор. Т-14 легко превратить в мишень, ослепив электронику.
А башни без экипажа уже пробовали делать американцы, французы и, кажется, немцы. Отказались. В пользу мощной брони и хороших боеприпасов.
Наши генералы и "красные директора", если и умеют войны выигрывать - так это войны за бюджет. За январь-февраль 2015 расходы на оборону составили 40% (СОРОК ПРОЦЕНТОВ) всех расходов федерального бюджета.
Edited Date: 2015-05-18 11:33 am (UTC)

Date: 2015-05-18 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] maxdz.livejournal.com
А что касается "Прогрессов"/Протонов":

- в стране полный затык со спецами рабочих специальностей. Грубо говоря, некому выточить гайку (даже за очень хорошие, по российским меркам деньги)
- порядка 50% работников "космоагентств" - возраста от 50 лет и старше
- предлагаемые работникам без руководящих функций зарплаты во всяких "хруничевых" - порядка 15-30 тыс. руб/мес
- а сейчас, зажимание Кремлём рублемассы (ради удержания курса бакса) добралось и туда - идут увольнения, появляются задолженности по зарплате, срезают командировочные, итп.

Мне продолжать?
Edited Date: 2015-05-18 11:28 am (UTC)

Date: 2015-05-18 11:28 am (UTC)
From: [identity profile] drhouse-nn.livejournal.com
А в какой войне за последние 60 лет преимущество в качестве и количестве танков сыграло важную роль для общей победы?

Date: 2015-05-18 11:29 am (UTC)
From: [identity profile] sealaunch.livejournal.com
Вы, наверное, слышали про запуск фур без водителей в штатах, гугломобили без водителей и т.п. Боюсь, Армата устарела еще лет 10 назад, ближайшие крупные войны пройдут без танкистов в танке и без летчиков в самолётах. Так что, все эти бронекапсулы - деньги на ветер...

Date: 2015-05-18 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] auto194419.livejournal.com
всё про танки давно написано:

http://www.cryptome.org/cuw.htm#Chapter 1

и знающие_люди(tm) подтверждают - все танки в последних кампаниях позорно сгорели.

Date: 2015-05-18 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] nikgor.livejournal.com
Рагозин сказал, поставят новую пушку, метр стали пробЪёт, а там глядишь и до луны стрЕльнем. Гордимся!

Date: 2015-05-18 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] kittanno.livejournal.com
думаю,что мутотня с "арматой" - это типа российского истребителя "пятого поколения"

Date: 2015-05-18 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] imagination-run.livejournal.com
Редко тут пишу, часто не согласен, но тут соглашусь. Антон, если увидите дельный обзор - объективный, выложите ссылку плиз. Все, что я видел, было либо очень конъюнктурно, либо для профессионалов...

Date: 2015-05-18 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] yalexey.livejournal.com
ТАСС, Российская газета, телевидение и RT врут! Вот это поворот! Кто бы мог подумать.

Date: 2015-05-18 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] hero-sima.livejournal.com
вот благодаря блогам и сравнительно простой и понятной аналитике (от неэксперта) многие получают инфу, не читая новостных лент которые пишутся экспертами по ЛПП.

Date: 2015-05-18 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] paskin.livejournal.com
Данный джентльмен - [livejournal.com profile] zeleniykot - довольно широко известен материалами на космические темы и разбирается в этом получше многих.

Date: 2015-05-18 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/ronny_/
Если бы "Протоны" не требовалось запускать в космос, а только возить по красной площади взад-вперед, то у нас всё было бы ну супер-замечательно и лучше всех!

Date: 2015-05-18 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] lizardian.livejournal.com
И много в мире сейчас существует танков без танкистов?
Летающие беспилотники тоже, вроде бы, не истребители и не бомбардировщики для крупной войны.

Date: 2015-05-18 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] dorex-spb.livejournal.com
Обязательно продолжайте. Ваше мнение очень важно для нас.

Date: 2015-05-18 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] kvas777.livejournal.com
Область применения танков в современных конфликтах крайне скудна, их эффективность близка к нулю, а стоимость очень высока. Пример войн в Югославии, Ираке и, полицейские по сути, операции в Чечне вовсе дискредитировали данный род войск. Разве что в чистом поле против кавалерии они могли бы быть эффективны, да где же взять такой конфликт в 21 веке.

Date: 2015-05-18 11:42 am (UTC)
From: [identity profile] doc-psycho.livejournal.com
"Булат" и "Оплот", разумеется, какиеж ещё.

Date: 2015-05-18 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] cyxymu.livejournal.com
зато бюсты Путина ставят в России

Date: 2015-05-18 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] mainrid.livejournal.com
Может просто Путин на таблетках (http://www.moitabletki.ru/fakty/lekarstva.html) сидит? Всё просто? А мы что-то думаем, думаем. А всё просто.

Date: 2015-05-18 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] oshein.livejournal.com
Неужели вас удивляет что, при прочих равных, армия у которой больше танков и они лучшего качества выиграет у той, где наоборот?

Profile

dolboed: (Default)
Anton Nossik

April 2017

S M T W T F S
       1
23 45678
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23 24 25 26 27 2829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated May. 14th, 2026 12:03 pm
Powered by Dreamwidth Studios